Казахстан не контролирует собственного национального перевозчика - авиакомпанию Air Astana. Такое мнение высказал депутат Мажилиса Аскар Садыков, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Казахстан не контролирует собственного национального перевозчика - авиакомпанию Air Astana. Такое мнение высказал депутат Мажилиса Аскар Садыков, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Мажилисмен направил депутатский запрос на имя премьер-министра Алихана Смаилова, в котором заявил, что воздушные суда, принадлежащие авиакомпании Air Astana, приписаны не в Казахстане, а в Ирландии.
"Это означает, что Казахстан не обладает контролем за собственностью национального перевозчика. Более того, президент Air Astana Питер Фостер недавно заявил, что компания и не планирует регистрировать свои суда в Казахстане. Демпартия "Ак жол" считает, что такая позиция противоречит национальным экономическим интересам нашей страны", - заявил Аскар Садыков на пленарном заседании Мажилиса.
Партия, по словам депутата, считает неубедительными аргументы руководства Air Astana о том, что только европейская регистрация позволяет авиакомпании совершать рейсы на территорию западных стран. Мажилисмен добавил, что с момента образования компании прошла четверть века и за эти два десятилетия Комитет гражданской авиации давно должен был проработать все необходимые вопросы.
Питер Фостер Фото: instagram/tatyana.foster
"Возникает вопрос о том, кто контролирует бизнес, занимающий доминирующее положение и сформированный за счет вложений нашего государства и его граждан, оплачивающих неадекватно дорогие авиабилеты. И что является гарантией интересов Казахстана, если основные активы в виде авиапарка изначально приписаны к другой стране?" - сказал Аскар Садыков.
Депутат в очередной раз поднял вопрос о превращении лоукостера FlyArystan в самостоятельную компанию. Накануне президент Air Astana Питер Фостер заявил, что FlyArystan не будет выводиться из нацкомпании.
"В этой связи фракция "Ак жол" повторно ставит вопрос о превращении FlyArystan в самостоятельный лоукостер с действительным снижением стоимости полетов. Авиапарк данной компании, полностью состоящий из новых судов, также должен быть зарегистрирован в Казахстане", - сказал депутат.
Аскар Садыков. Фото: parlam.kz
Садыков также вспомнил слова "одного известного чиновника":
"Другой причиной регистрации воздушных бортов в Ирландии эксперты называют также возможные налоговые преимущества данной юрисдикции. Однако фракция "Ак жол" считает, что национальный перевозчик не должен уклоняться от уплаты налогов в собственной стране. Иначе это похоже на реализацию совета одного известного чиновника, который рекомендовал всем "зарабатывать в Казахстане, а тратить в Лондоне".
В озвученном запросе депутат потребовал решить вопрос с регистрацией казахстанских воздушных судов компаний Air Astana и FlyArystan в Казахстане. Также прозвучало требование выделить FlyArystan в отдельную компанию, обязать соблюдать тарифные условия, устанавливаемые для лоукостера, а также обязать авиаперевозчика вернуться в налоговую юрисдикцию Казахстана.
Напомним, в декабре прошлого года министр транспорта Марат Карабаев сообщил, что отделение FlyArystan от Air Astana спровоцирует резкое подорожание авиабилетов в Казахстане.
Аскар Садыков - депутат Мажилиса VIII созыва. Работает в Парламенте с марта 2023 года. Ранее был депутатом Актюбинского областного маслихата (2014-2023).
Питер Фостер - президент авиакомпании "Эйр Астана", родился в 1970 году в Англии. Занимает пост главы казахстанской авиакомпании с 2005 года.
Ранее СМИ писали, что в 2022 году Фостер зарабатывал почти 33 миллиона тенге в месяц.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере