Дефицит бензина АИ-92 в Казахстане объяснил "человеческим" языком министр энергетики РК Владимир Школьник, передает корреспондент Tengrinews.kz
Дефицит бензина АИ-92 в Казахстане объяснил "человеческим" языком министр энергетики РК Владимир Школьник, передает корреспондент Tengrinews.kz
"Человеческим" языком попробую нормально сказать, что происходит. Прежде всего, речь идет о бензине 92-ом. Мы потребляем в год бензина 2,8 миллиона тонн, которым пользуется большинство населения страны. А производим его 1,8 в год. При этом в этом году наши нефтеперерабатывающие заводы работают с нагрузкой в 105 процентов по отношению к прошлому году. Чтобы сгладить эту ситуацию, мы нашли возможность не останавливать на ремонт Шымкентский НПЗ. Он сейчас продолжает работать", - сказал Школьник на расширенном заседании комитета Мажилиса Парламента по вопросам экологии и природопользованию на тему проблем развития нефтегазовой отрасли в РК.
Он отметил, что более миллиона тонн бензина АИ-92 Казахстан завозит из Российской Федерации. "Именно по этой причине идет модернизация трех нефтеперерабатывающих заводов, с тем чтобы к концу 2016 - началу 2017 года мы производили достаточное количество светлых нефтепродуктов. Сложилась такая ситуация, что после девальвации тенге правительство совершенно правильно приняло решение не повышать цены на бензин. Мы оставили АИ-92 на уровне 115 тенге за литр на пистолете. В России за это время цены на бензин повысились до уровня 165-170 тенге за литр на пистолете. Мы из России завозим бензин сюда. То есть бизнес должен купить там по цене выше на 15-20-30 процентов, привезти сюда и продать здесь дешевле. Бизнес, конечно, этого делать не хочет. И никто не будет себе в убыток этого делать. Такая ситуация сложилась по этому году. Мы цену на бензин держим. И не завозим из России то, что мы должны все время завозить - невыгодно. Это один факт, который привел к этому кризису", - пояснил министр.
Также глава Минэнерго рассказал о махинациях некоторых предприимчивых людей, которые в том числе повлияли на рынок нефтепродуктов в стране. "Тот дешевый бензин, который есть у нас в приграничных регионах, люди смышленые, наверное, каждому надо выживать, заправляются на наших заправках, хотя запрещен вывоз светлых нефтепродуктов, но фура, в которой бак - одна тонна, заправляется бензином, который дешевле на 30 процентов, переезжает границу и пользуется этим дешевым бензином там. Он вывозится де-факто из нашей страны. Это усугубляет ситуацию на рынке нефтепродуктов", - сказал он.
По его словам, было принято "сложное решение". "Мы заставили оператора "Казмунайгаза" покупать бензин в РФ по тем ценам, по которым можно договориться, привозить сюда и продавать его по ценам, которые установлены здесь. Такое решение принято, они это делают сейчас", - отметил Школьник.
Однако, как выразился министр, "беда не приходит одна". "В это время сгорел Ачинский НПЗ, который находится в Красноярском крае РФ, была авария на Рязанском заводе, Московском... И РФ сама начала испытывать дефицит 92-го бензина. Но сложность еще в том, что  АИ-92 в нашем понимании К-2, то есть бензин Евро-1, Евро-2, которым у нас пользуются, они прекратили практически выпускать. Они выпускают бензин марки К-4, К-5 - это Евро-4, Евро-5 по их классификации. У нас пока нет такого бензина, мы будем его выпускать. 92-го в нашем понимании они всего лишь 30-40 тысяч тонн выпускают и то как остатки. При этом они стимулировали выпуск высококачественного бензина, уменьшили акцизы в два раза на К-4, К-5. Вот с такой ситуацией наша страна столкнулась", - сказал он.
Подытоживая свое выступление, глава Минэнерго рассказал, что предпринимает правительство для урегулирования ситуации. "Мы законтрактовались на 70 тысяч тонн, мы добились все-таки через правительство РФ, федеральную антимонопольную службу России того, чтобы наши контракты исполнялись. И сейчас за сентябрь из России ввезено 35 тысяч тонн бензина 92-го разными способами. На октябрь мы запланировали порядка 70 тысяч тонн из РФ. Мы думаем, это снизит напряженность", - сказал он.