ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
24 июня 2020 | 10:10

"Если мы нарастим производство овощей и фруктов, урожай будет негде хранить"

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото shutterstock.com Фото shutterstock.com

Правительство разработало план создания в стране товаропроводящей системы. Это сеть современных оптово-распределительных центров (ОРЦ) и усовершенствованные цепочки поставок. На эти цели планируется выделить больше 200 миллиардов тенге. Затраты большие, а как конкретно это поднимет сельхозку и снизит цены, пока не очень понятно. Мы задали вопросы непосредственному участнику рынка. Айдар Баймахан – управляющий директор холдинга "PrimeAgroGroup".


Иконка комментария блок соц сети

Правительство разработало план создания в стране товаропроводящей системы. Это сеть современных оптово-распределительных центров (ОРЦ) и усовершенствованные цепочки поставок. На эти цели планируется выделить больше 200 миллиардов тенге. Затраты большие, а как конкретно это поднимет сельхозку и снизит цены, пока не очень понятно. Мы задали вопросы непосредственному участнику рынка. Айдар Баймахан – управляющий директор холдинга "PrimeAgroGroup".

- Зачем сельхозпроизводителям нужны ОРЦ?

- Сельхозпроизводителей можно условно разделить на крупные агрохолдинги, средних фермеров и личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Многие крупные компании, особенно в северных регионах, уже построили для себя хранилища и наладили цепочки поставок. У остальных такой возможности нет. На юге 85 процентов сельхозпроизводства приходится на ЛПХ. У них нет никаких хранилищ и подходящей инфраструктуры, поэтому они вынуждены сразу продавать с поля урожай перекупщикам по низкой цене.

Перекупщики - это трейдеры, они нужны в цепи поставок от производителя к покупателям. На поле они чаще всего покупают валовый продукт не отсортированный, не откалиброванный, грязный. Чтобы предложить его магазинам, ресторанам и рынкам, оптовики делают отбраковку, очистку, сортировку овощей и фруктов и закладывают это в стоимость товара.

Оптовик, как и фермер, не имеет оборудованных хранилищ и другой современной инфраструктуры. Поэтому наскоро отсортированный товар тоже старается продать побыстрее. В итоге в сезон у нас на рынке есть местные овощи и фрукты, а зимой мы вынуждены завозить более дорогие импортные.

ОРЦ должны изменить ситуацию. По планам Министерства торговли их простроят в тех районах, где производится больше всего сельхозпродукции. Максимальное расстояние от фермера до ОРЦ должно составлять не больше 50 километров, а в идеале – 10-15. Каждый фермер или оптовик сможет сам отвезти туда свою продукцию. Там товар по желанию отсортируют, очистят, упакуют и разместят на хранение в холодильную камеру при нужной для этого продукта температуре. У каждого фермера должна быть возможность хранить свой товар отдельно, а не в "общем котле". Услуга будет платной, но это все равно выгоднее, чем продавать по заниженной цене в поле.

Кто не захочет менять привычную цепочку сбыта, сможет по-прежнему продавать урожай перекупщикам. Но оптовики все равно повезут на ОРЦ, потому что там будет проще, быстрее и удобнее привести продукцию в товарный вид, оставить на хранение или транспортировать в любой регион страны.

- Эксперты говорят, что одних ОРЦ мало, нужна еще "холодовая цепочка". Что это такое?

- Возьмем пример с томатами. Когда их на юге собирают, температура воздуха на солнце доходит до 50 градусов. Потом их грузят в холодный рефрижератор и везут, например, в Нур-Султан. Там томаты выгружают на обычном складе при температуре 20-30 градусов, потом снова охлаждают. Так делать нельзя! Продукт можно охладить только один раз, иначе от температурного шока срок его жизни уменьшается, а качество портится.

Для нормальной транспортировки свежей продукции нужны "холодовые цепочки". Это когда по всей стране есть ОРЦ с холодными хранилищами, а между ними курсируют автомобили-рефрижераторы и на более дальние дистанции - рефрижераторные контейнеры. Тогда у нас не будет таких больших потерь овощей и фруктов. В хранилищах должны быть камеры с разными температурными режимами. Потому что, условно, клубника, томаты и перец хранятся при разных температурах.

- Каким образом ОРЦ помогут регулировать спрос и предложение? А главное, зачем это надо, если спрос и предложение прекрасно регулируются рынком?

- Недавно была нашумевшая история с капустой. Несколько лет подряд капуста стоила 60 тенге. И вдруг в прошлом году из-за низкого урожая цена взлетела до 300 тенге. Те, кто выращивал капусту, тогда хорошо заработали. Все остальные решили последовать их примеру и тоже посадили капусту. В итоге в этом году вырастили столько капусты, что некуда было ее девать. Фермерам пришлось раздавать ее чуть ли не бесплатно.

И так происходит постоянно с разными сельхозкультурами. Мелкие хозяйства могут очень быстро менять специализацию. Допустим, сажали несколько лет томаты, прибыль была небольшая. Увидели, что в этом году соседи на огурцах хорошо заработали, и решили тоже посадить огурцы. Другие фермеры тоже так подумали. В итоге перепроизводство огурцов, а заработали в этот раз те, кто продолжал выращивать помидоры. Такие качели приводят к тому, что у нас на рынке постоянно то дефицит, то перепроизводство.

Если фермер хочет хорошо заработать, то лучше специализироваться постоянно на какой-то культуре, иметь компетенцию в определенной сфере. А чтобы он был уверен в сбыте, у него должны быть нормальные стабильные покупатели и каналы продаж.

Каналы продаж - это розничные базары, оптовые рынки, торговые точки, поставки на экспорт, на переработку. У всех разные требования к товару. Чтобы производитель делал в точности то, что нужно конкретному покупателю, должны быть заказы наперед. А у нас пока что такого нет. Я надеюсь, что ОРЦ станут единой площадкой для обмена информацией и заключения форвардных контрактов.

- Соседний Узбекистан заваливает нас овощами и фруктами высокого качества. Как им это удается?

- Во-первых, у них традиционно очень высокий уровень агрокомпетенции - исторически в Узбекистане выращивали овощи и фрукты. Во-вторых, население Узбекистана в два раза больше, а плотность населения в 10 раз выше, чем у нас. Объемы производства плодоовощной продукции тоже больше в разы.

Получается, что в Узбекистане трейдеры-оптовики закупают у производителей более стандартизованный, качественный товар в больших объемах и зарабатывают намного больше, чем трейдеры в Казахстане. Они могут инвестировать прибыль в строительство инфраструктуры с понятным сроком окупаемости.

В нашем случае трейдерам (оптовому звену) строить инфраструктуру невыгодно - слишком большой срок окупаемости, 15-20 лет. Поэтому здесь должно подключиться государство. Это вопрос продовольственной безопасности страны и конкурентоспособности нашего сельского хозяйства.

- Почему к нам везут все из Узбекистана и Китая, а многие наши фермеры отправляют свою продукцию в Россию?

- Цены в России на многие овощи и фрукты выше, поэтому казахстанские фермеры, которые производят качественную продукцию, стараются продать ее на экспорт. Это логично. Но у нас объемы производства небольшие, по некоторым позициям получается – сколько произвели, почти столько же и экспортировали.

У соседних Узбекистана и Китая объемы производства во много раз больше. За счет этого они обеспечивают и свой внутренний рынок, и наш, и рынки других стран. А значительно нарастить производство мы не можем в том числе из-за того, что большой урожай будет негде хранить или заготавливать. Сейчас мощности складской инфраструктуры в Казахстане составляют только около 30 процентов от объема производства сельхозпродукции. Если говорить о современных мультитемпературных хранилищах – и того меньше.

- Авторы программы прогнозируют, что новая инфраструктура поможет снизить цены процентов на 30. За счет чего?

- Прежде всего за счет сокращения процента потери урожая на всех этапах, от поля до полки магазина. Ведь в конечную цену продукта всегда закладывается и стоимость потерь.

Начнем с того, что сейчас масса ЛПХ и средних хозяйств производят из "подручных материалов". То есть используют не самые лучшие семена, удобрения, методы выращивания. Программа по развитию товаропроводящей системы предполагает, что в ОРЦ будут располагаться разные компании, которые продают семена, удобрения и все, что необходимо для фермеров. Также там должны быть фирмы и частники, которые оказывают услуги профессиональных агрономов. Сейчас агрономы и фермеры не всегда доходят друг до друга. Повышение агрокомпетенции фермеров позволит сократить процент отбраковки некондиции на поле. Проще говоря, на каждый вложенный в дело тенге фермер будет получать больше ликвидной продукции.

Дальше "холодная цепочка" сократит потери на всех этапах транспортировки и перевалки груза. Сейчас потери скоропортящихся сельхозпродуктов составляют до 50 процентов, а иногда и больше. Поэтому, когда вы покупаете килограмм перца, вы платите не только за этот килограмм, но и за тот, который испортился по дороге. Люди и возмущаются: почему так дорого? Но это закон рынка, в цену продукта закладываются все издержки, а не только маржа производителя и трейдера.

У ОРЦ должна быть единая IT-система, обновляемая база данных. К ней должны иметь доступ фермеры, оптовики, логисты, агрономы. Это поможет лучше понимать спрос и предложение, лучше планировать, сократить потери из-за перепроизводства и не допустить роста цен из-за дефицита отдельных продуктов.

Материал подготовлен при поддержке Союза торговых сетей РК
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети