Перспектив для укрепления тенге в ближайшем будущем нет, таким мнением с сайтом "Открытая Азия" поделилась директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова.
Перспектив для укрепления тенге в ближайшем будущем нет, таким мнением с сайтом "Открытая Азия" поделилась директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова.
"На прошлой неделе я читала очень интересное интервью Алексея Улюкаева, министра экономического развития РФ. И он очень пессимистичен в отношении перспектив российской экономики. Он говорит, что экономика в течение последующих 10 лет будет лежать на дне. Поэтому я думаю, что примерно такие же перспективы и у экономики Казахстана. В отличие от российской экономики, наша - менее диверсифицирована, и мы сильнее зависим от цен на нефть", - рассказала Махмутова.
Махмутова также объяснила, почему национальная валюта стала обваливаться все стремительнее. "То, что происходит сегодня, можно было прогнозировать, если следить за событиями прошедшей недели. На прошлой неделе цена на нефть приблизилась к 36 долларам за баррель. И это не предел, это было ясно на последней встрече ОПЕК, когда не было принято решение о снижении квоты на добычу нефти. И цена на нефть, по некоторым пессимистическим прогнозам, может снизиться и до 20 долларов за баррель. Экономика Казахстана и ряда других стран, зависящих от нефти, вынуждена реагировать на то, что происходит на международном рынке нефти", - отметила она.
По ее мнению, те времена, когда можно было уповать на то, что цена на нефть вернется на прежний уровень, уже прошли. "Например, в кризис 2008-2009 года так и было. Но сейчас нижняя точка падения цены на нефть уже преодолела тот уровень, до которого она падала тогда. Тогда цены на нефть отскочили, но с тех пор произошли значительные изменения на международном рынке нефти", - добавила эксперт.
По ее словам, нужно понимать, что девальвация тенге, в первую очередь, спасает республиканский бюджет, потому что половина консолидированных доходов государства складывается именно благодаря экспорту нефти.
"Если ценовой фактор падает, то при падении доходов экспортеров у нас падают от них налоговые отчисления в бюджет. Поэтому именно девальвация тенге помогает решить дефицит бюджета, она восполняет потери экспортеров из-за падения цены на нефть. Если вкратце сказать о том, что происходит, - в прошлом году налоги только от нефтяных компаний, которые поступают в Национальный фонд (там есть еще другие доходы, например, от приватизации) составляли около 20 миллиардов долларов. А по прогнозам на 2016 год все отчисления нефтяных компаний составят 5,4 миллиарда долларов. То есть падение почти в четыре раза", - отметила экономист. Это я говорю про тот проект бюджета, который недавно Парламент утвердил на будущий год. Не исключено, что будет еще хуже, потому что, например, тогда не учитывалось, что цена на нефть будет ниже 40 долларов за баррель".
Наряду с этим, Махмутова пока не может спрогнозировать, на сколько еще поднимется курс доллара по отношению к тенге. "Назвать конкретный курс могут разве что шарлатаны. Если российский рубль обрушится до уровня 100 рублей за доллар, то тенге должен следовать за ним. Ясно одно, что никто не может сказать, что будет впереди. Но тенденции укрепления тенге не будет, это однозначно", - уверена экономист.