ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
17 февраля 2017 | 17:29

Стоит ли рассчитывать на снижение цен после устранения дефицита бензина - мнение

Павел Атоянц
Павел Атоянц Журналист
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото: REUTERS/Carlos Jasso Фото: REUTERS/Carlos Jasso

На днях заместитель генерального директора АО "КазМунайГаз - переработка и маркетинг" Данияр Сатыбалдин сказал, что к 2018 году Казахстан перестанет быть зависим от российского бензина, так как будет обеспечен отечественным продуктом. Это станет возможным после модернизации казахстанских НПЗ. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов оценил реалистичность такого прогноза и порассуждал, стоит ли ожидать снижения цен на бензин.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

На днях заместитель генерального директора АО "КазМунайГаз - переработка и маркетинг" Данияр Сатыбалдин сказал, что к 2018 году Казахстан перестанет быть зависим от российского бензина, так как будет обеспечен отечественным продуктом. Это станет возможным после модернизации казахстанских НПЗ. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов оценил реалистичность такого прогноза и порассуждал, стоит ли ожидать снижения цен на бензин.

Прежде всего, эксперт выразил скепсис по поводу того, что к 2018 году действительно станет возможным насытить внутренний рынок нефтепродуктами настолько, чтобы перестать быть зависимыми от экспорта. Его недоверие вызвано тем, что комплексный план модернизации всех трех НПЗ был принят еще в 2009 году и согласно ему еще в 2015 году рынок должен был не только перестать испытывать дефицит бензина, но и начать экспортировать его.

"С каждым годом все эти даты по мере невыполнения плана сдвигались в будущее - в 2016, в 2017 год, а теперь мы уже видим 2018 год. Но главная проблема по-прежнему не решена. Сейчас перерабатывается 14,5 миллиона тонн в год сырой нефти. И хотя ставятся планы об увеличении переработки, последние три года снижаются объемы добычи. Чтобы получить 18 миллионов тонн сырой нефти для наших заводов, где они их возьмут? О "Кашагане", "Тенгизе" и "Карачаганаке" говорить не приходится. Все эти три месторождения работают по СРП (соглашение о разделе продукции - прим. ред.) и они не обязаны поставлять сырье на наши заводы. Остаются старые месторождения, которыми владеет КМГ, китайская CNPC и еще ряд компаний, но они все прошли пик добычи", - говорит эксперт, ставя на первый план нехватку объемов нефтедобычи, а не нефтепереработки. 

Продолжая тему, Смирнов указал и на то, что вся налоговая система в Казахстане ориентирована не на обеспечение сырьем отечественных заводов, а на экспорт. Так, при экспорте сырой нефти компаниям возвращается НДС, а когда компания поставляет нефть на завод, она не только поставляет ее по более низкой цене, но еще и платит НДС. Таким образом, поставлять нефть на внутреннюю обработку не нефтяным компаниям выгодно.

Среди прочего эксперт обращает внимание на то, что в 2009 году, когда план модернизации НПЗ принимался, стоимость работ оценивалась в 3,5 миллиарда долларов. Сейчас это составит не меньше шести миллиардов.

"Причем модернизация осуществляется на заемные средства и эти деньги надо возвращать. Поэтому рассчитывать на то, что цены на бензин упадут, тоже не приходится", - уверен Смирнов. 

Обращаясь к высказанному Минэнерго тезису о том, что рост цен на бензин связан с увеличением количества автомобилей, эксперт в нефтяной отрасли сказал, что правильнее видеть проблему в существующем дефиците топлива.

"Дефицит решается у нас одним образом, не увеличением объема получения нефтепродуктов, а повышением на него цен. Это мы наблюдаем все эти годы. К тому же, если бы власти были заинтересованы в насыщении рынка бензином, нужно было начать с комплекса глубокой переработки, а потом уже вводить в строй получение ароматики. А у нас сначала захотели производить ароматику, сырье для нефтехимии, которая будет востребована в Китае, а не в Казахстане. Это ясно показывает, что власть изначально видела выход в закупке бензина, в случае необходимости, в Азербайджане, в России", - отмечает Смирнов.  

В заключение, собеседник Tengrinews.kz заметил, что прогнозируемые объемы нефтепереработки в цифрах постоянно разнятся. Согласно изначальному плану модернизации, была поставлена цель достичь 18 миллионов тонн в год. Министр энергетики Канат Бозумбаев в ноябре 2016 года говорил о 15,8 миллиона тонн,  а заместитель генерального директора АО "КазМунайГаз" Сатыбалдин сказал на днях о том, что к 2018 году будет перерабатываться 16,5 миллиона тонн в год.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer