Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов проанализировал тезисы о том, что деньги Нацфонда закончатся через два года и что долг госсектора, включая компании, может достигать 70 миллиардов долларов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов проанализировал тезисы о том, что деньги Нацфонда закончатся через два года и что долг госсектора, включая компании, может достигать 70 миллиардов долларов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
По его словам, на самом деле внешний долг на начало 2016 года составлял 153 миллиарда долларов, из которых межфирменная задолженность равна 80 миллиардам (когда компания перегоняет деньги из зарубежного подразделения в казахстанский), 40 миллиардов долларов должен частный сектор и 33 миллиарда долларов числятся за государством (Нацбанк, правительство, госкомпании и госбанки).
Во-вторых, по его информации, валютная часть Нацфонда, которая находится под управлением Нацбанка, за последние полгода выросла на 2 миллиарда долларов, с 63,5 до 65,5 миллиарда долларов. "На самом дне цены нефти (декабрь-февраль), активы Нацфонда не менялись, но сразу пошло увеличение, как только цены пошли вверх (март-май)", - написал Худайбергенов на своей странице в Facebook.
В-третьих, до этого Нацфонд сократился, вернувшись к значениям лета 2014 года, но почти все уменьшение ушло в валютные депозиты населения и физлиц (объем которых достиг потолка и вряд ли бы дальше рос), то бишь валюта осталась внутри страны, пояснил Худайбергенов. Хотя, с другой стороны, по его словам, это лишь одна грань процесса. При этом эксперт добавил, что если смотреть всю систему валютных потоков в целом, то там найдется место для других выводов.
В-четвертых, во второй половине прошлого года произошел интересный процесс - сырьевой сектор окончательно уверовал в эпоху низких цен и резал инвестиции, и не только (capex и opex), по максимуму, из-за чего валютные расходы сильно сократились, снизив общую себестоимость с 55-60 до 30-40 долларов за баррель, написал экономист. "По грубым расчетам, это позволяет при цене нефти в 45 долларов за баррель оплачивать все расходы и плюс платить по внешним займам. Это значит, что при сохранении цены нефти выше 50 долларов Нацфонд будет расти. Даже если цена нефти упадет до 30-35 долларов, то Нацфонда хватит еще на 5-7 лет. Если пойдет ниже, то тогда будет другая реальность - там будет происходить много чего, на фоне которого динамика активов Нацфонда будет лишь побочной проблемой", - подчеркнул Худайбергенов.
В-пятых, также сейчас действуют ограничения на использование средств Нацфонда, что предполагает рост госдолга. Видимо, по его мнению, сделана ставка на постепенный рост цены нефти в последующие годы, так как уже в среднесрочном периоде урезание инвестиций в добычу по всему миру должно привести к обнулению излишков добычи. "С точки зрения валютных потоков, ситуация находится в пределах управляемости, но есть другие проблемные процессы, которые еще себя проявят", - подытожил эксперт.