• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились

"Этот мир придуман не нами". Как Пугачева записала гимн протеста против солипсизма

21 мая 2022 11:30
Image
17

Новый выпуск проекта "История одной песни" от TengriMIX и Ретро FM мы решили посвятить одной из самых выразительных, философских и глубоких песен всеми известной певицы и примадонны - композиции "Этот мир придуман не нами", которую Алла Пугачева исполнила в фильме "Женщина, которая поет".

Слушайте Ретро FM на волнах 107,5 FM в Алматы или 104,5 FM в Нур-Султане и в других городах страны.

Конечно, в репертуаре Пугачевой несложно найти несколько десятков песен, которые можно без какого-либо сомнения назвать народными - любимые и хорошо известные, они часто исполняются как на крупных концертах, так и в узком кругу под гитару. И "Этот мир придуман не нами" стоит считать одной из самых высоко оцененных и поистине народных песен из репертуара Аллы Борисовны.

Если же говорить о коллегах певицы, то после выхода композиции ее исполняли ВИА "Веселые ребята", Владимир Пресняков-младший и Владимир Пресняков-старший, Алексей Гоман, Захар Май, Ольга Арефьева, Александр Панайотов, Алсу, Светлана Сурганова, группы "Приключения Электроников" и "Смысловые галлюцинации". И даже мужской хор Сретенского монастыря, участники которого сделали из песни потрясающий госпел.

Но как же появилась композиция "Этот мир придуман не нами"?

До победы на "Золотом Орфее" Алла Пугачева была обычной вокалисткой в разных ансамблях.

Вспомним, что это сегодня Алла Пугачева - всемирно известная советская, а затем российская эстрадная певица, народная артистка СССР, композитор-песенник, эстрадный режиссер, продюсер, киноактриса и телеведущая. Ну а до победы на "Золотом Орфее" Алла Пугачева была обычной вокалисткой в ансамблях "Новый электрон", "Москвичи" и "Веселые ребята". После оглушительного успеха "Арлекино" в 1975 году статус певицы на эстраде резко вырос – именно эта песня делает Аллу ярким сольным исполнителем, которым она продолжает оставаться по сей день. Зимой 1977 года Пугачева дала в Лужниках отчетный сольный концерт, по результатам которого получила "красную строку" от худсовета Москонцерта, дающую право на сольные выступления в СССР и за его пределами. Так, в начале 1977 года она официально стала самостоятельной певицей и в течение года провела свои первые сольные концерты в крупных городах СССР: Москве, Ташкенте, Ленинграде, Таллине, Риге и других.

Во время работы над фильмом "Женщина, которая поет" у Пугачевой случилась ссора со знаменитым композитором Александром Зацепиным.

Вместе со статусом выросли и амбиции - в том числе и авторские. Но эти амбиции в итоге положили конец плодотворному тандему певицы. Ссора разразилась во время работы над музыкальным фильмом "Женщина, которая поет", в котором Алла Пугачева сыграла главную роль - певицу Анну Стрельцову. Интересно, что невольным генератором будущего разрыва стал не менее популярный поэт-песенник Леонид Дербенев. Во-первых, это он познакомил певицу с ее вторым мужем Александром Стефановичем. Во-вторых, вместе с редактором "Мосфильма" Любовью Цициной придумал идею снять музыкальный фильм "под Пугачеву", где она не просто будет петь за кадром, как раньше, а сыграет главную роль. С кандидатурой композитора для саундтрека все было ясно с самого начала - только Зацепин, и никто другой.

Летом 1977 года на киностудии "Мосфильм" картина была запущена в производство - специально для съемок модельер Вячеслав Зайцев создал для певицы то самое легендарное свободное платье-балахон, которое станет важной частью ее образа, а Зацепин начал писать песни для героини киноленты.

Пугачева имела альтер эго - Борис Горбонос.

Изначально фоновую музыку к фильму также должен был написать Александр Сергеевич, но во время съемок Алла, не предупредив композитора заранее, включила в картину свои собственные песни. Работала она под псевдонимом Борис Горбонос - так звалось альтер эго Пугачевой, под видом которого она писала музыку к песням в начале своей сольной карьеры. Из-за этого Зацепин отказался быть композитором фильма, однако согласился оставить в фильме свои песни. В итоге вся фоновая музыка была написана Аллой Пугачевой, что, в принципе, стало любопытным и даже удачным экспериментом. Но самое главное - песня о превратностях судьбы осталась среди пяти композиций Зацепина, составивших музыкальную картину фильма.

                        ~

Придумано не мной, что мчится день за днем,

То радость, то печаль кому-то неся.

А мир устроен так, что все возможно в нем,

Но после ничего исправить нельзя.

                        ~

Песня "Этот мир придуман не нами" была записана на домашней студии Александра Зацепина.

Как бы то ни было, песня была записана на домашней студии Зацепина в августе 1977 года. В 1980 году песня вышла на альбоме Пугачевой "То ли еще будет", а также группой "Ритм" была записана инструментальная версия для диска-гиганта "Дискотека А". В 2002 году Алла Борисовна перезаписала эту песню специально для творческого вечера Александра Зацепина - видимо, со временем конфликт сам по себе сошел на нет.

"30-40 лет назад не знали многих вещей, не знали, что такое синтезаторы. Я помню, как с Игорем Николаевым мы записывали песню Тихона Хренникова. У него волосы встали дыбом, он так был удивлен, когда Игорь нажал только одну клавишу, и получился такой ветер… Он не мог понять, откуда звук ветра, звук вьюги. И когда Игорь показал ему, что можно "сделать" и дождь, и колокол, и такие звуки, и растакие, он был в шоке. Он даже не знал, что такое может быть. Ну а тогда… У Александра Сергеевича (Зацепина) даже было прозвище Железный Дровосек, потому что если он что-то захочет, он будет упорно "тук-тук-тук, тук-тук-тук", а все равно сделает. В своей собственной студии на дому ему нужно было записать колокола. Как это сделать? Он взял маленькие колокольчики, записал их, потом замедлил темп в четыре раза, и появился звук колоколов. И никто не догадался, как он это сделал. И так все время. Ему говорили: это невозможно быстро сыграть, а он усмехался и говорил: возможно. Вот такие чудеса творил, когда невозможно было сделать ничего подобного без синтезаторов. А в песне "Этот мир" мы играли на детских шарманках, но, правда, это уже я придумала", - смеялась Алла Пугачева во время творческого вечера Александра Зацепина в рамках "Новой волны" в июле 2011 года.

В итоге песня вышла в комплекте с остальными, попавшими в "Женщину, которая поет", да и в фильме была лишь, как казалось, фоном к иллюстрации суровых гастрольных будней. И вся история с композитором Горбоносом, и ссора Пугачевой с Зацепиным - все обошло ее стороной. Композицию "Этот мир придуман не нами", по мнению критиков, и сегодня вполне можно назвать гимном протеста против солипсизма - философского течения, утверждающего, что весь окружающий мир - всего лишь порождение нашего индивидуального сознания.

Именно этой песней в XXI веке Алла Борисовна заканчивала практически каждый свой концерт - и хотя она и назвала ее как-то раз "вечно старой", в этом до сих пор не чувствуется какой-либо насмешки. 

                          ~
Один лишь способ есть нам справиться с судьбой,

Один есть только путь в мелькании дней.

Пусть тучи разогнать нам трудно над землей,

Но можем мы любить друг друга сильней.

                          ~




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Почему на Терренкуре не было воды, объяснили в экоуправлении
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Названы пять лучших и худших подсластителей пищи

Похожие новости

counter.yadro.ru