Страны – соседи Казахстана вводят регулирование обращения никотиновых изделий, которое позволит легально производить и продавать этот вид бестабачной продукции с никотином. Немалая доля этих товаров будет направлена на рынок Казахстана, где правовой статус такой продукции до сих пор не определен.
Страны – соседи Казахстана вводят регулирование обращения никотиновых изделий, которое позволит легально производить и продавать этот вид бестабачной продукции с никотином. Немалая доля этих товаров будет направлена на рынок Казахстана, где правовой статус такой продукции до сих пор не определен.
Никотиновые смеси, расфасованные по маленьким порционным пакетикам – никотиновые паучи, были, пожалуй, основной резонансной темой в СМИ до эпидемии коронавируса. Обсуждалось, что делать с этой альтернативой курению, которая за 2019 год стала очень популярной. На фоне нескольких отравлений подростков снюсами с высокой дозировкой в России в нашей стране раздавались громкие призывы полностью запретить табачные снюсы, так и никотиновые смеси.
В итоге в России запретили продажу никотиновых смесей несовершеннолетним и сейчас в Государственной Думе рассматривают возможность введения законодательного регулирования данной категории продукции. А в Казахстане был введен санитарный запрет на реализацию как снюса, так и нетабачных никотиновых смесей. Эти меры привели к заморозке торговли никотиновой продукцией от крупных и ответственных производителей с прилавков, но не помешали расцвету нелегальных и онлайн-продаж серого товара.
Как только государство полностью переключилось на борьбу с эпидемией COVID-19, проблема никотиновых смесей полностью ушла из информационной повестки. Тем не менее этот бизнес по-своему подстроился под самоизоляцию, и теперь нелегальные снюсы и никотиновые смеси повсеместно доступны с доставкой на дом. Насколько эта продукция безопасна хотя бы с точки зрения санитарно-гигиенических норм, никто не контролирует, не говоря уже о дозировках самого никотина. Согласно экспертным оценкам, около 200 тысяч человек продолжают приобретать никотиновые подушки нелегально, покупая их через интернет и в торговых точках, реализующих продукцию без сертификата соответствия.
На самом деле никотиновые подушечки получают стремительное распространение во всем мире, однако законодательство далеко не всех стран успевает адаптироваться к новой продукции. Во многих западных государствах регулирование уже распространилось на никотиновые изделия. Впервые снюс стали продавать в Швеции еще в XVII веке, его иногда называют шведским снюсом или сосательным табаком. Популярность этого вида табака выросла в конце 90-х, и тогда же продажу смеси запретили во всех странах ЕС, кроме Норвегии и Швеции, где такой табак все еще можно купить легально. Евросоюз объяснил такой запрет тем, что снюс куда вреднее для организма, чем обычный табак, но есть мнение, что на запрет повлияли производители сигарет, которые таким образом хотели убрать с рынка своих конкурентов.
Сейчас часть европейских стран начинает менять свое регулирование в обратную сторону. Так, в Швейцарии разрабатывается новый закон о регулировании оборота табачной продукции, который должен быть принят парламентом в 2022 году и, скорее всего, разрешит продажу паучей.
В 2019 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) разрешило производителям бездымных табачных изделий продвигать свои продукты. Власти США впервые оценили этот продукт как менее вредный по сравнению с обычными сигаретами. Производители получили право открыто заявлять о том, что их продукция "снижает риск развития рака полости рта, болезней сердца, рака легких, инсульта, эмфиземы и хронического бронхита". Это был первый случай, когда FDA дало положительный ответ на подобный запрос и присвоило снюсу статус "продукции с пониженным риском", отметив, что возрос спрос на подобный товар со стороны взрослых потребителей.
В республиках бывшего СССР первыми регулировать смеси начали Беларусь и Узбекистан. 15 апреля 2020 года Совет министров Беларуси ввел законодательное регулирование на торговлю "нетабачными и никотиносодержащими изделиями", то есть никотиновыми паучами. В их отношении действуют теперь такие же ограничения, как и на продажу сигарет. Узбекистан стал первым близким к Казахстану государством, которое ввело акциз на нетабачные никотиновые изделия. Ставка акциза на импортную бестабачную никотиновую продукцию составляет примерно 15 процентов от суммы акцизов на сигареты. В целом данный подход соответствует общемировой практике. Во многих западных странах акциз на продукцию с меньшим риском для здоровья устанавливается на меньшем уровне, чем на сигареты. Так государство мотивирует потребителей переключаться на менее вредную продукцию, реализуя таким образом программы по сокращению курящего населения. Таким образом, Узбекистан, как и Беларусь, движется по пути создания понятных "правил игры" для поставщиков и производителей нетабачных альтернатив курению.
Если представить себе ситуацию, что производство и реализация никотиновой продукции в Казахстане будут под запретом, то здесь для стран ближнего зарубежья открывается новая золотая жила. Спрос будет явно превышать предложение, а в условиях развития торговли через интернет-площадки обойти ограничения будет совсем легко. Ведь сотнями фур в страну завозят сигареты, которые распространяются нелегально, продаются подпольно и находят своих покупателей. Поэтому вопрос появления производителей никотиновых подушечек в сопредельных странах – это лишь вопрос времени. И там, где будет сформирована законодательная база для производства и оборота, такие фабрики возникнут быстрее.
Вопросы регулирования новых способов потребления никотина должны найти свое отражение в проекте изменений в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения. И важно задуматься, принесет ли полный запрет категории и, как следствие, создание условий для процветания нелегальной торговли, или эффективнее ввести регулирование для никотиносодержащей продукции для обеспечения консенсуса между обществом, бизнесом и государством.