Китайским инвесторам, которые вкладывают в Казахстан миллионы долларов, зачастую нелегко наладить контакт с местными чиновниками и населением, не говоря уже про все остальное. Получается ли у китайцев строить новые предприятия в нашей стране в рамках проекта "51 новый завод" в Казахстане, попытался ответить автор статьи на сайте "Фергана".
Китайским инвесторам, которые вкладывают в Казахстан миллионы долларов, зачастую нелегко наладить контакт с местными чиновниками и населением, не говоря уже про все остальное. Получается ли у китайцев строить новые предприятия в нашей стране в рамках проекта "51 новый завод" в Казахстане, попытался ответить автор статьи на сайте "Фергана".
"Самый верный ответ на этот вопрос будет выглядеть так: и да, и нет. Процесс, конечно, идет, но очень медленно, по-черепашьи. Причем, по мнению китайцев, в проволочках и волоките виновата в первую очередь местная бюрократия. Суть взаимодействия китайского бизнеса с казахстанскими чиновниками коротко высказал генеральный секретарь Союза китайских предпринимателей в Казахстане Ху Хайсинь: "Ваши чиновники хотят, чтобы к ним приходили деньги иностранных инвесторов, но не хотят, чтобы вслед за этими деньгами приходили сами инвесторы. По крайней мере, такое отношение чувствуют китайские бизнесмены", - говорится в публикации.
Журналист рассказал, что недавно вместе с другими представителями СМИ совершил турне по "китайским" заводам, которое заняло больше недели и охватило шесть регионов Казахстана. Он побывал в Костанае, Кокшетау, Атырау, Актау, Шымкенте.
"В ходе поездки стало очевидно, что китайские инвесторы сталкиваются в Казахстане с очень серьезными проблемами и подчас просто рискуют деньгами", - пишет он.
По словам автора статьи, китайские инвесторы с трудом сдерживают свое раздражение относительно манеры ведения бизнеса казахстанскими партнерами. В современном Китае часто за один день успевают договориться и начать работать, а в Казахстане же переговоры могут занять несколько месяцев, а то и полгода.
При этом все предварительные договоренности внезапно могут быть отменены, так что многомесячные усилия окажутся бесплодными. Кроме того, китайский бизнес подвергается постоянному давлению со стороны местных силовиков и правоохранительных органов. "Инвесторы из Поднебесной недовольны медлительностью, беспринципностью, неэффективностью и малой результативностью казахстанских партнеров", - пишет издание.
"Мы часто сталкиваемся с тем, что с нами могут говорить об одном, а потом все переиграть. И так происходит раз за разом. О каком доверии в таких условиях может идти речь? К тому же у вас любят много говорить, подолгу все обсуждать, но не слишком любят работать. Когда приходит время приступить к работе, ее постоянно откладывают под предлогом проведения новых переговоров - и так до бесконечности. В Китае мы не можем позволить себе такой роскоши. Ведь это влияет на эффективность и конечный результат", - заявил генсек Союза китайских предпринимателей в Казахстане Ху Хайсинь.
В качестве наглядного примера приводится ситуация вокруг маслоперерабатывающего предприятия "Тайынша Май", построенного китайцами "под ключ". Сианьская корпорация "Айцзюй" вложила в него около 20 миллионов долларов, построив в рекордные по местным меркам сроки - за шесть месяцев. Новый завод способен перерабатывать около тысячи тонн масличных в день и выпускать порядка 300 тысяч тонн масла ежегодно. Планировалось, что на предприятии будут трудиться 60 граждан Казахстана в качестве рабочих и 11 граждан КНР, среди которых гендиректор, управляющий персонал и инженеры.
В декабре 2016 года завод успели презентовать Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Но с тех пор завод выпустил продукцию в совершенно смехотворном объеме - всего две тысячи тонн рапсового масла.
"Гендиректор маслозавода Фан Лунфэй убежден, что вся проблема тут в тихом саботаже с казахстанской стороны. К примеру, те самые 11 высококвалифицированных китайских инженеров не могут въехать в Казахстан, потому что им отказывают в предоставлении долгосрочных трудовых виз. Не урегулирован вопрос и с беспошлинным ввозом в республику китайских комплектующих: на них нужно получать специальное разрешение, а разрешение это, по словам Фан Лунфэя, никак не выдадут в Министерстве по инвестициям и развитию Казахстана. В результате китайцам приходится ввозить дорогостоящее оборудование с учетом таможенных пошлин, что автоматически приводит к удорожанию продукции, а, значит, снижению ее конкурентоспособности на китайском рынке.
Ко всему прочему, между Казахстаном и Китаем до сих пор не решен вопрос карантина на ввоз в Поднебесную побочного продукта переработки масла - жмыха, используемого в животноводстве в качестве комбикормов. Зато теперь мешками с нереализованным жмыхом буквально завалены цеха нового предприятия.
Но главная проблема в том, что мало кто из нанятых казахстанских рабочих может работать на ввезенном и смонтированном китайском оборудовании - обучать-то их некому, китайским инженерам визу не дают. Вот поэтому завод простаивает, и максимум, что он может дать в этих условиях, - 30 процентов от заявленной мощности", - пишет автор.