Пандемия повлияла на жизнь каждого человека на планете. Ограничения и условия жизни на карантине сказались на множестве индустрий и повседневном быте. Неудивительно, что они коснулись и поведенческих паттернов простых покупателей. Так, многие уже оценили по достоинству преимущества электронной торговли, так называемой е-commerce, которая способна объединить множество площадок и сервисов, сопроводив их онлайн-оплатой и возможностью доставки. Так что же влияет на наш выбор в пользу онлайн- или офлайн-магазинов и к чему этот выбор приведет?
Пандемия повлияла на жизнь каждого человека на планете. Ограничения и условия жизни на карантине сказались на множестве индустрий и повседневном быте. Неудивительно, что они коснулись и поведенческих паттернов простых покупателей. Так, многие уже оценили по достоинству преимущества электронной торговли, так называемой е-commerce, которая способна объединить множество площадок и сервисов, сопроводив их онлайн-оплатой и возможностью доставки. Так что же влияет на наш выбор в пользу онлайн- или офлайн-магазинов и к чему этот выбор приведет?
Для многих казахстанцев поход за продуктами на рынок или в супермаркет – особая часть "ритуала пополнения" холодильника, которая требует не только денег и списка покупок, но и сил, времени и выдержки. К энергоемким процессам стоит добавить как дорогу до магазина, так и поиск парковочного места. Это многоборье для нас – норма жизни, и, казалось бы, так было и будет всегда.
Во многом это обусловлено тем, что практически во всех регионах Казахстана, преимущественно на юге страны, чрезвычайно развита культура базаров. Долгое время исследователи рынка были уверены, что именно по этой причине электронная торговля здесь никогда не будет популярна, а главное, рентабельна для торговых сетей, так как они здесь конкурируют не друг с другом, а прежде всего с рынками. Но ситуация изменилась во многом из-за пандемии и вызванного ею карантина и практики самоизоляции. В Казахстане появились новые сервисы. Наше общество начало стремительно цифровизироваться – и, конечно, торговля также стала “уходить в дидижитал”.
"Magnum, согласно своей стратегии, готовил открытие онлайн-магазина, но к концу года. Пандемия же внесла свои коррективы, и уже 9 апреля 2020 года, менее чем через месяц после начала карантина, супермаркет отправил первые онлайн-заказы. Сегодня 1 процент товарооборота компании Magnum составляет онлайн-сегмент", - рассказывает председатель правления торговой сети Magnum Cash & Carry Азамат Османов.
Этот результат сопоставим с показателями лидеров российского ретейла, в частности X5 Group (ранее — X5 Retail Group), которая закрыла прошлый год с показателями онлайн-сегмента в 1 процент, и рост здесь планируется в геометрической прогрессии.
Рост e-commerсе за период пандемии составил 20 процентов в мире и 80 процентов в Казахстане. Это значит, что вместе с новыми цифровыми нишами в стране появилось больше и их пользователей.
"Капитализация компаний с большой базой значительно увеличилась: у американского Amazon с 2019 по 2021 год рост составил более 80 процентов (с 920 миллиардов до 1,7 триллиона долларов). У российского Ozon оценка на IPO выросла c 7 миллиардов до 11 миллиардов долларов, а казахстанский Kaspi.kz показал рост до 22 миллиардов долларов. Это те компании, которые в свое время сделали ставку на цифровой мир, в то время как остальные и представить не могли, что все начнет меняться так быстро. Сегодня инвесторы покупают не настоящее, а будущее компании. И в этом будущем место встречи покупателя и продавца из магазина или офиса переместилось в смартфон", - добавляет Азамат Османов.
Сверхновыми звездами нового мира торговли становятся мерчанты – цифровые продавцы, которые находят покупателей и на Amazon, и на Wildberries, и на Kaspi, при этом их ассортимент способен действительно поразить воображение.
View this post on Instagram
Компания Magnum – один из мерчантов платформы Kaspi.kz, мы в тестовом режиме уже приступили к оказанию высококачественного сервиса по доставке продуктов в Алматы. Компания использует так называемый формат dark store – магазина-склада, где нет покупателей, работают только курьеры. К 2022 году сервис будет полностью отработан и появится в Нур-Султане, далее по всему Казахстану.
"За качественными мерчантами будущее, это предприниматели, которые лучше других понимают предпочтения своего покупателя. А предпочтения покупателя в офлайне и онлайне существенно отличаются. Продукт мерчантов будущего получит правильное продвижение и позиционирование на маркетплейсах", - отмечает председатель правления торговой сети Magnum Cash &Carry.
Но совершенствование качества онлайн-сервиса невозможно без соответствующей офлайн-составляющей. В США это называется "бесшовный опыт": очень важно, чтобы после легкого и приятного заказа товара онлайн опыт продолжился не менее положительной встречей, например с курьером. Возникший диссонанс дает продавцу два-три шанса, после чего вероятность возвращения клиента стремится к нулю. Поэтому онлайн-продавцы стремятся приобрести опытных офлайн-торговцев. Например, Amаzon купил торговую офлайн-сеть Whole Foods – лидера в премиум-сегменте органических продуктов питания без искусственных консервантов и красителей, а Yandex ведет переговоры о покупке российского лидера в премиум-сегменте "Азбука вкуса". По словам Османова, будущее не за онлайн-торговлей, оно гибридно, так как красивый интерфейс и удобный сервис должны сопровождаться качественным обслуживанием в реальном мире.
Казахстанский рынок e-commerсе сегодня составляет 8 процентов от всего объема розничных продаж. В России показатели составили 9 процентов, в Германии – 11, США – 15, в Китае – 25. Отчасти Китаю это удалось по воле случая, страна перескочила эпоху ноутбуков, перейдя сразу к смартфонам, предложив большой аудитории удобный и простой инструмент онлайн-покупок. Одновременно КНР смело инвестировала в экосистему для смартфонов – big data, комфортные интерфейсы, способы безналичной оплаты и так далее. Все это сделало страну мировым лидером электронной торговли. Лидерами рыночной капитализации в Китае сегодня являются компании Alibaba и Tencent – компания-владелец сервиса WeChat, с помощью которого можно не только общаться, но и совершать покупки, электронные платежи и многое другое.
"Есть такая поговорка: один доллар тому, кто придумал, десять тому, кто сделал, сто тому, кто продал, и тысячу тому, кто объединил это в единую команду. Именно объединением сегодня занимается цифровой сегмент. Сегодня у Казахстана есть всё, чтобы стать локомотивом e-commerсе в регионе и нарастить нашу стоимость как страны на мировом рынке. Создается множество успешных стартапов в сфере IT, которые выходят за пределы страны. Казахстан удачно инвестирует, например, в национальную товаропроводящую систему, призванную соединить Европу с Азией с помощью складов и дорог. Это тот офлайн, на котором стоит e-commerсе. Я верю, что торговля будущего – это микс положительных эмоций в офлайн- и онлайн-покупках, а магазины будущего появятся благодаря развитым мерчантам", - заключает Азамат Османов.