Пандемия и карантинный 2020 год внесли свои коррективы во многие привычные нам вещи. В частности, мы полюбили онлайн-шопинг. Если еще лет пять назад основной шопинг-трафик приходился на крупные международные площадки вроде ebay, taobao или alibaba, то сейчас интересы отечественного покупателя локализованы на казахстанских маркетплейсах, сумевших расширить предлагаемый ассортимент и создать свои - уникальные условия.
Пандемия и карантинный 2020 год внесли свои коррективы во многие привычные нам вещи. В частности, мы полюбили онлайн-шопинг. Если еще лет пять назад основной шопинг-трафик приходился на крупные международные площадки вроде ebay, taobao или alibaba, то сейчас интересы отечественного покупателя локализованы на казахстанских маркетплейсах, сумевших расширить предлагаемый ассортимент и создать свои - уникальные условия.
По данным Finprom.kz, аналитического портала о бизнесе и финансах, всего за два первых месяца текущего года безналичный оборот достиг 7,7 триллиона тенге (рост более чем в 2,2 раза относительно показателей прошлого года). Примечательно, что 65 процентов этой суммы было проведено через интернет-сервисы и мобильные приложения. Если же говорить о количественных показателях, то на долю онлайн-покупок приходится 82 процента всех безналичных транзакций, число которых уже достигло 700 миллионов.
Эксперты связывают столь стремительный рост с условиями, созданными пандемией, а также активным ростом уровня цифровизации как по всему миру, так и в Казахстане.
Важную роль в формировании доступных условий на рынке сыграли казахстанские банки, пару лет назад начавшие разработку собственных маркетплейсов - площадок, где можно заказать услугу или приобрести любой товар с доставкой прямо домой.
На сегодняшний день четыре крупнейших банка Казахстана наряду с традиционными финансовыми инструментами предлагают услуги собственных маркетплейсов: JMart от Jusan Bank, Halyk Market от Halyk Bank, ForteMarket от ForteBank и Kaspi Магазин от Kaspi Bank.
Ассортимент большинства отечественных “банковских” маркетплейсов состоит преимущественно из электроники: бытовой и компьютерной техники, гаджетов и смартфонов. Затем по значимости идут мебель и стройматериалы, товары для дома, одежда, обувь и аксессуары и автотовары. JMart и Kaspi Магазин предлагают также медицинскую продукцию и лекарства.
Помимо товаров, JMart предлагает широкий выбор услуг в сферах спорта и красоты, образования, медицины, туризма, страхования и ремонта. Еще одна важная деталь в пользу маркетплейса от Jusan Bank: для того чтобы воспользоваться сервисом, не нужно быть клиентом банка - весь ассортимент товаров и услуг доступен любому, у кого есть банковская карта любого банка мира.
Необходимо отметить такой важный пункт, способствующий росту отечественных маркетплейсов, как возможности приобретения товаров в кредит или рассрочку. Данная опция есть у всех четырех банков, но с некоторыми ограничениями.
Так, в соотношении максимально доступной суммы к максимальному сроку рассрочки среди четверки банковских маркетплейсов выделяется Jmart от Jusan Bank. Здесь товары и услуги можно приобрести на общую сумму до 1,5 миллиона тенге на условиях 0-0-24, т.е. сроком на два года без каких либо переплат и первоначальных взносов.
Рассрочку до 24 месяцев также предлагает ForteMarket с пороговой суммой в 600 тысяч тенге. Аналогичный период на других платформах доступен только на акционных условиях, регулярные условия рассрочки там ограничены тремя месяцами.