ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
06 декабря 2018 | 13:11

Ретейлеры Казахстана: "Главный наш конкурент - базар, и это проблема для государства"

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Чтобы поддержать экономический рост, надо вывести торговлю из тени. По данным исследований Euromonitor International и McKinsey & Company, доля современной цивилизованной торговли в Казахстане сегодня составляет всего 23 процента от общего объема, в то время как, например, в Турции - 40 процентов, в нашем партнере по Евразийскому союзу - России - 66 процентов (и столько же у другого соседа - Китая), а в наиболее развитых странах, как США, - 85 процентов. Учитывая, что с той же Россией нас связывает общий рынок, уходить от базарной торговли необходимо как можно скорее.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Чтобы поддержать экономический рост, надо вывести торговлю из тени. По данным исследований Euromonitor International и McKinsey & Company, доля современной цивилизованной торговли в Казахстане сегодня составляет всего 23 процента от общего объема, в то время как, например, в Турции - 40 процентов, в нашем партнере по Евразийскому союзу - России - 66 процентов (и столько же у другого соседа - Китая), а в наиболее развитых странах, как США, - 85 процентов. Учитывая, что с той же Россией нас связывает общий рынок, уходить от базарной торговли необходимо как можно скорее.

На Форуме больших сделок Exim Big Deals в Алматы собрались триста ретейлеров, дистрибьюторов и товаропроизводителей из Казахстана, России, Беларуси и Узбекистана. Вопрос, который больше всего волнует крупнейших игроков рынка: как развиваться дальше и есть ли для этого перспективы?

По общему мнению, гораздо большей проблемой для страны, ее экономики и, в частности, для рынка ретейла является не волатильность валютного курса и даже не налоговое давление, а до сих пор процветающий теневой рынок в виде всем привычных базаров.

"Мы, как лидер рынка, за свою долю боремся не с другими ретейлерами, а с обычными базарами, - рассказал коммерческий директор крупнейшей в Казахстане торгово-розничной сети Magnum Яков Фишман. - Там до сих пор рынок находится в тени. Мы же полностью выводим сферу торговли из теневого оборота: работаем только с поставщиками, полностью уплачивающими все налоги, сертифицирующими свой товар и так далее".

"Что интересно, - добавил спикер, - государственные чиновники и налоговые органы практически мгновенный экономический эффект видят в тех районах, где открывается Magnum. Потому что мы выводим значительную часть торговли там из тени в свет. Мы по ценам давно уже конкурентны с базарами, часто даем цену ниже за счет того, что работаем напрямую с крупными производителями и поставщиками. Но на базаре вы до сих пор можете найти и контрабанду, и контрафакт, просто товары без всякой документации - неизвестного происхождения, за качество которых никто не будет отвечать и с продажи которых, разумеется, никто не платит ни копейки налогов и таможенных сборов".

Лидера рынка в этом поддержали и остальные ретейлеры из всех регионов страны, называя многочисленные примеры, когда рынок "в стиле девяностых" продолжает успешно существовать в Казахстане. Даже торговым сетям регулярно предлагают крупные партии контрафакта - то есть продавцы этого товара настолько вольготно себя чувствуют, что не видят в этом ничего из ряда вон выходящего.

При этом потребление в Казахстане растет. Это подтвердил на форуме Асланбек Джакупов, директор Департамента развития предпринимательства Миннацэкономики. По его словам, рост составил около 8 процентов за год. Государство вкладывает в это значительные средства, кредитуя бизнес через фонд "ДАМУ".

Но серьезные предприниматели, которые инвестируют в свой бизнес, закупают современное складское и торговое оборудование, зачастую не выдерживают конкуренции с "теневиками". Страдают от этого не только они, но и государство, которое не получает запланированных налогов, теряет добросовестных заемщиков и так далее.

Противоречия также выявились между ретейлерами и дистрибьюторами товаров. Однако все они, как заметил коммерческий директор Magnum, - не более чем вопросы роста: постепенно решаются путем компромисса или рыночного отсева. Недобросовестные или слабые игроки будут вынуждены уступить место тем, кто готов вкладываться в инновации и сократить собственные доходы ради поддержки покупателя.

Генеральный директор Exim Partners, организатора форума, Елена Саргалдакова отдельно поблагодарила Magnum за участие в форуме и даже организованную для конкурентов экскурсию по своему гипермаркету. По ее мнению, это достойное поведение для флагмана рынка и хороший пример для других сфер, когда общий интерес ставится выше сиюминутных выгод.

В целом участники форума сошлись во мнении, что цивилизованный рынок ретейла будет продолжать расти в Казахстане, постепенно вытесняя теневую торговлю. В этом помогла в том числе новая финансовая политика инфляционного таргетирования. Она избавила рынок от шоков одномоментных девальваций, позволила планировать поставки товаров на более длительные сроки и смягчать инфляционное давление на покупателя. Как заметил советник председателя Нацбанка РК Айдархан Кусаинов, "потребители и рынок дедолларизировались - все планируют и мыслят в тенге. Это тоже сильно помогает бизнесу. Курсовое влияние на цены сильно сократилось".

Рынок Казахстана становится все более привлекательным для новых игроков, растет конкуренция со стороны компаний из России и Беларуси. По мнению Якова Фишмана, в этом есть только плюсы: "Конечно, конкуренция нам нужна - это заставляет нас изучать все новые и новые инструменты, вкладывать десятки и сотни миллионов тенге в инновационные решения, новые разработки и исследования. Мы готовы к конкуренции, мы пошли на существенное сокращение доходов, чтобы сделать нашу сеть лучшей, чтобы поддержать любимого покупателя в самые тяжелые моменты и даже расшириться. Но главное - чтобы эта конкуренция была честной и прозрачной с точки зрения законов нашей страны".

Руководитель популярного в сфере ретейла российского проекта Retail.ru Наталья Марова оценила успехи казахстанского рынка за последние годы. Она заметила, что даже сам подход к покупателю изменился, и в этом плане есть чему поучиться у казахстанцев.

Рекламный материал
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 516.01  course up  536.3  course up  5.17  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer