Академическая свобода вузов Казахстана на опыте Назарбаев Университета

ПОДЕЛИТЬСЯ

Академическая свобода вузов Казахстана на опыте Назарбаев Университета

В 2018 году в Казахстане приняли закон, предоставляющий вузам самостоятельность в разработке образовательных программ и норм учебной нагрузки, в квалификационных требованиях к преподавателям и оплате труда. Спустя еще 2 года академическая свобода была расширена до 85 процентов. У вузов появилась возможность быть более гибкими в принимаемых решениях и быстрее реагировать на вызовы. К чему ведет наделение вузов такой степенью свободы?

ПОДЕЛИТЬСЯ

В 2018 году в Казахстане приняли закон, предоставляющий вузам самостоятельность в разработке образовательных программ и норм учебной нагрузки, в квалификационных требованиях к преподавателям и оплате труда. Спустя еще 2 года академическая свобода была расширена до 85 процентов. У вузов появилась возможность быть более гибкими в принимаемых решениях и быстрее реагировать на вызовы. К чему ведет наделение вузов такой степенью свободы?

Прежде всего такая внутренняя политика вузов выгодна и обществу: строгий отбор студентов на основе их достижений и отсутствие бюрократии, что высвобождает время на науку и исследования, способны принести пользу обществу в виде научных разработок и сильных специалистов.

Назарбаев Университет (НУ) благодаря своей академической автономности не только развивает культуру академической свободы, но и передает ее другим вузам. Начатая реформа высшего образования в Казахстане основана на опыте данного исследовательского вуза. Ведь одной из важных задач НУ является именно трансляция апробированных им практик. Более того, назначение сотрудников и выпускников НУ на руководящие должности в казахстанских вузах – одно из решений по распространению "ДНК НУ" и трансляции опыта в сфере высшего образования.

Академическая свобода дает возможность сотрудничать с другими вузами и быть мобильными в отношении предоставляемых грантов. Например, сегодня 8 магистрантов КазНИТУ имени Сатпаева проходят научную стажировку в области энергетики в НУ. А за 4 года более 13 тысяч преподавателей и топ-менеджеров повысили здесь квалификацию. 3 тысячи учителей и воспитателей детских садов в настоящее время обучаются навыкам преподавания в инклюзивной среде по программе, разработанной Высшей школой образования НУ. Были изданы книги с рекомендациями по разработке силлабусов с учетом международной практики.

Более широкий формат обмена опытом проходит на таких площадках НУ, как Евразийский форум лидеров высшего образования, на которых предлагаются оригинальные решения проблем в сфере образования Казахстана.

Академическая свобода выражается и в работе студенческого сообщества: студенты активно участвуют в обсуждении решений университета. "Так они учатся критически взвешивать различные инициативы и выражать свою оценку”, - отметила проректор НУ по академическим вопросам Лоретта О'Доннелл. Конечно, академическая свобода - это огромная ответственность, но и возможность разрабатывать качественные программы и исследования, улучшать условия работы преподавателей и престиж профессии.

Tengrinews
Рекламный материал
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 504.24  course up  589.73  course up  6.49  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы -1
Астана -24
Актау -3
Актобе -17
Атырау -4
Б
Балхаш -23
Ж
Жезказган -23
К
Караганда -19
Кокшетау -18
Костанай -8
Кызылорда -22
П
Павлодар -19
Петропавловск -24
С
Семей -2
Т
Талдыкорган -1
Тараз -1
Туркестан -6
У
Уральск -22
Усть-Каменогорск -2
Ш
Шымкент -16

 

Редакция Реклама
Социальные сети