В конце прошлой недели произошли два события, ставшие для Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии ключевыми по значимости. Во-первых, общий Таможенный кодекс с 1 июля будет введен только между Россией и Казахстаном. Во-вторых, Россия согласилась облегчить условия ввоза иномарок на территорию Таможенного союза. Оба события не только отражают сложности, перед которыми стоят участники организации на пути к реальной экономической интеграции. Сам формат единого таможенного пространства меняется.
Потеряли "батьку"
28 мая пресс-секретарь премьера Белоруссии Сергея Сидорского Александр Тимошенко заявил, что его шеф не будет участвовать во встрече глав правительств стран Таможенного союза в Санкт-Петербурге. Объяснение демарша Минска не последовало. В то же время, еще на предыдущей премьерской встрече, состоявшейся 21 июня, Сидорский заявил о необходимости дополнительного согласования деталей Таможенного кодекса. "Нужны дополнительные согласования сторон, чтобы эксперты договорились о сближении позиций. Пока позиции не сблизились", - отметил он. В свою очередь, его российский коллега Владимир Путин назвал позиции, по которым у переговорщиков есть наибольшие трудности. Речь идет об автомобильной и авиационной промышленности, таможенных пошлинах, а также ввозе товаров физическими лицами для личного использования.
Конкретно о причине разногласий с Минском Путин заявил позднее. Белоруссия уже не раз требовала отмены российских пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. В марте белорусское министерство юстиции подало в экономический суд СНГ заявление о правомерности применения таких пошлин в отношении нефтепродуктов. По словам представителя министерства, это может привести к остановке белорусских нефтехимических предприятий. В то же время, Минск недоволен ограниченностью объемов беспошлинной поставки российской нефти в Белоруссию, которые были согласованы в январе текущего года. По словам Путина, пошлины будут отменены с 2012 года, когда заработает Единое экономическое пространство как следующая ступень интеграции стран-участниц Таможенного союза.
Нерешенность конфликта между Москвой и Минском привела к тому, что в 2011 году будет снят только российско-казахстанский таможенный контроль. Россия и Казахстан все еще дают Белоруссии шанс присоединиться к Таможенному союзу в дальнейшем. По крайней мере, такой намек сделал Путин. По словам российского премьера, Астана и Москва готовы принять Минск в качестве участника последующей интеграции. Таким образом у президента Белоруссии Александра Лукашенко, по-видимому, не сошелся баланс выгод и издержек трехсторонней интеграции. Поэтому в общем таможенном пространстве Белоруссии не будет, несмотря на то, что Россия пошла на уступки по второму вопросу, особенно беспокоившему Минск - проблеме повышения ставок на на ввоз автомобилей физическими лицами.
Автоскидка
29 мая первый вице-премьер казахстанского правительства Умирзак Шукеев заявил, что до начала работы Единого экономического пространства условия таможенного союза не будут касаться ввоза иномарок, ввозимых в страну для личного использования. Такие машины будет запрещено продавать в Россию, причем один казахстанец сможет воспользоваться льготой только для импорта одного автомобиля раз в год. По словам Путина, данное решение принято из-за общественной значимости вопроса для Казахстана и Белоруссии.
Вопрос повышения таможенных платежей на импорт легковых автомобилей действительно привлек главное внимание казахстанской публики. Таможенная пошлина на иномарки выросла с десяти до 30-35 процентов. По расчетам экспертов, такие автомобили как, например, "Мазда" или "Тойота Камри", выпущенные около десяти лет назад, могут подорожать в рамках Таможенного союза на десять тысяч долларов (почти в такую же сумму обходится их покупка и доставка вместе взятые). В то же время, в Белоруссии оппозиция решила вынести вопрос новых пошлин на ввоз автомобилей на референдум. Это не удивительно, поскольку пошлины увеличены не в три раза, как в Казахстане, а в десять. Причина в том, что в Белоруссии физические лица платят за таможенное оформление автомобилей намного меньше лиц юридических. Таким образом, уступка предложена в первую очередь Минску. Однако оценила ее только Астана. Премьер-министр Казахстана Карим Масимов поблагодарил Москву за принятое решение.
Следует отметить, что в казахстанско-российских отношениях проблема экспортных пошлин на нефть также возникала. 1 февраля российские нефтяные компании приостановили поставки нефти в Казахстан после того, как 28 января Федеральная таможенная служба (ФТС) России ввела экспортную пошлину на нефть, поставляемую в страны-участницы Таможенного союза. 5 февраля министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев заявил, что прекращение поставок российской нефти грозит дефицитом в стране горюче-смазочных материалов. Через четыре дня ФТС отменила собственное решение. Даже этот случай показывает, что проблема Таможенного союза - не в нем самом и даже не в его эффектах. Речь о трудностях, которые существуют в отношениях между Россией и Белоруссией. Союз просто выявил их.
Пока вдвоем
Объективные трудности формирования Таможенного союза, связанные с распределением выгод от интеграции, могут быть преодолены только при наличии политической воли государств-участников. В то же время, в российско-белорусских отношениях слишком много нерешенных проблем. Кроме ситуации с экспортом нефти и нефтепродуктов существует задолженность Минска по поставкам газа. Есть и проблема ограничений поставок российских товаров на белорусский рынок. Серьезнее политические разногласия. Лукашенко уже в открытую заявляет, что "центры" оппозиции Минску находятся в России.
В такой ситуации не понятно, что, а главное - когда, изменится с началом работы Единого экономического пространства. Новая форма интеграции предполагает большее сближение экономик стран-участниц. Как плановая экономика Белоруссии "впишется" в объединение рыночных хозяйств своих партнеров не понятно. Кроме того, Минск вряд ли сможет пойти на еще большие экономические уступки ради общего дела. Поэтому вполне вероятно исчезновение самого формата "тройственного союза". По крайней мере, Путин уже пригласил участников ЕврАзЭС присоединиться к Таможенному союзу. Речь может идти о Киргизии и Таджикистане, да и Армения тоже не против. А данные страны уже не так близки по уровню экономического развития к России и Казахстану, как Белоруссия.
Что касается Казахстана, то в отношениях Астаны с двумя другими партнерами по Таможенному союзу проблем изначально не было. Нет и серьезных трудностей с членством Астаны в интеграционной группе, несмотря на недавнее заявление Росграницы о ведомственной несостыковке. По словам Путина, Москва и Астана пока могут интегрироваться и на двусторонней основе. В то же время, по-прежнему нет ответа на вопрос о том, сможет ли Россия поставлять на казахстанский рынок товары, аналогичные по качеству продукции из дальнего зарубежья.
В конце прошлой недели произошли два события, ставшие для Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии ключевыми по значимости. Во-первых, общий Таможенный кодекс с 1 июля будет введен только между Россией и Казахстаном. Во-вторых, Россия согласилась облегчить условия ввоза иномарок на территорию Таможенного союза. Оба события не только отражают сложности, перед которыми стоят участники организации на пути к реальной экономической интеграции. Сам формат единого таможенного пространства меняется.