Каждое третье воскресенье июля в Казахстане отмечают День металлурга. В эту профессию люди не приходят случайно, часто работая целыми династиями. Представляем вам 4 истории простых казахстанских семей металлургов.
Каждое третье воскресенье июля в Казахстане отмечают День металлурга. В эту профессию люди не приходят случайно, часто работая целыми династиями. Представляем вам 4 истории простых казахстанских семей металлургов.
300 лет на заводе
В АО "ТНК "Казхром", входящем в ERG, сегодня трудятся 14 династий. Одна из них - семья металлургов Баймулдиных, которые в общей сложности проработали на Актюбинском заводе ферросплавов 312 лет.
Первым, кто протоптал дорожку к металлургии, был Беркин Баймулдин. Он пришел на завод в 1962 году. Следом устроился его брат Тулеу. Братья дали друг другу обещание, что их сыновья тоже станут плавильщиками. Так и получилось, Марат и Мурат пришли в родной для семьи первый цех.
Марат пришел на завод в 1984 году.
"Да, плавильщиками становятся не все подряд. Тут сила духа нужна, крепость, выносливость. Нам с Муратом повезло, у нас всегда такие примеры мощные были – наши отцы. На них посмотришь - и стыдно пожаловаться. Это, наверное, и было главное в нашем воспитании: трудиться не жалея сил, любить свое дело и не жаловаться", - делится Марат.
Никто и не удивился, что третье поколение – внуки Беркина и Тулеу – тоже пришли на завод.
"У нас в семье если говорили про работу, как-то с гордостью это произносили. У детей и складывалось уже определенное отношение. Старший сын работал на протяжении пяти лет со мной у печи. Младший Нурлан тоже пришел на завод поближе к нам. Сейчас работает мастером смены в цехе переработки шлаков. Тут встретил свою супругу, нашу сноху. Так что в династии Баймулдиных прибыло", - улыбается Марат.
Младший сын Марата Нурлан познакомился с женой в цехе переработки шлаков. В семье Баймулдиных все жены работали на заводе, поэтому Нурлан испытывать судьбу не стал.
Пожениться молодые решили в День металлурга.
"Теперь в жаркий летний месяц у нас два важных события в семье: день, когда мы все собираемся у старшего Баймулдина, чтобы отметить наш профессиональный праздник, и день свадьбы молодых в нашей династии", - говорит Марат.
"В любом случае все закончится одним – жаркими разговорами о заводе. О чем еще говорить, если каждый в семье работал или до сих пор работает на предприятии".
Молодых в Аксу знают
На Аксуском заводе ферросплавов АО "ТНК "Казхром" в составе ERG на одной металлургической печи работают Семен и Алексей Молодых.
У Семена Александровича сомнений в выборе профессии было мало. Он слышал песню из кинофильма "Весна на Заречной улице", которая стала не просто гимном для всех металлургов, но и поистине всенародной композицией. На завод пришел в 1979 году.
"Два года отработал на 42-й печи, а потом перешел на 45-ю. И здесь уже почти 40 лет. Конечно, многое изменилось. Тогда и средств защиты-то не было, что-то выдавали, что-то свое приносили. Вручную работали, а сейчас везде автоматика. Все на экране монитора – быстро и удобно: чтобы посмотреть, как отработала прежняя смена, ничего искать не надо, все на виду", - рассказывает опытный производственник.
Семь лет назад "под опеку" наставника Молодых попал и его сын Алексей. Молодой человек после учебы пытался найти себя в другой сфере, но, видно, отцовские гены взяли верх – решил попробовать себя на заводе, устроился в 4-й цех.
"Отец мне сразу сказал - заставишь краснеть, можешь смело уходить с завода. Я стараюсь не подвести. И пока не подводил. Первое время работал на соседней от отцовской 42-й печи. Пару месяцев назад перевелся на 45-ю. Отец - бригадир, я – его помощник. Недавно заменял родителя за старшего на печи на время отпуска. Справился, - с улыбкой говорит Алексей Молодых. - Мой дед по маминой линии - Перминов Алексей Федорович тоже работал здесь, на Аксуском ферросплавном. Он тоже металлург, участвовал в строительстве цехов, пускал печи четвертого цеха, работал мастером. Поэтому получается - я уже металлург в третьем поколении. И это реально еще большая ответственность. Раз дед и отец задали такую высокую планку - нужно соответствовать".
Укротитель стихии огня
Еще один яркий представитель "горячей" профессии - Габдуллин Ширтаев работает огнеупорщиком в Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном производственном объединении (ССГПО), входящем в ERG.
Габдуллин с семьей приехал в Рудный в 2007 году. Ранее он был весьма далек от производства: трудился контролером в ведомственной военизированной охране. За три года жизни в Рудном был наслышан об ССГПО, и как только в 2010-м был создан металлопрокатный завод, он оказался в числе первых, кто устроился сюда. Попал в отделение ковшевого хозяйства электросталеплавильного цеха учеником ковшевого.
Через два года, поднакопив опыта, Габдуллин из ковшевых перевелся в огнеупорщики. Помимо основной профессии с полным ее функционалом, сейчас он выполняет обязанности бригадира. В ней сейчас трудится 14 человек: четыре ковшевых и десять огнеупорщиков.
"Первый малый ремонт таких ковшей наступает после прохождения 30 плавок с момента капитального восстановления. Еще через 30 плавок ковш возвращается к нам на очередной капремонт", – рассказывает огнеупорщик.
Футеровка сталеразливочного ковша производится вручную. Такая защита способна выдержать температуру металла, доведенного до 1 750 градусов по Цельсию. Качество изготовления футеровки проверяет технолог, и лишь убедившись в его надежности, он выдает одобрение на использование ковша.
Два родных брата Габдуллина Саркеевича также работают в ССГПО, один – в цехе складского хозяйства, другой – в строительно-монтажном цехе.
Алюминщик четверть века
Более 25 лет на Павлодарском алюминиевом заводе работает бригадир, аппаратчик-гидрометаллург 5-го разряда Байбулат Кусаинов.
Впервые он переступил порог участка номер 2 гидрометаллургического цеха в конце 90-х годов.
"Я еще в школе мечтал работать на заводе. И в стенах техникума впитывал как губка все лекции преподавателей, особенно профильные. А после потрясающей производственной практики здесь дал себе слово, что обязательно буду алюминщиком", - вспоминает он.
Сегодня на его контроле оборудование, которое за час отфильтровывает свыше 2 400 кубов алюминатного раствора. Байбулату достаточно нескольких минут, чтобы определить, отвечают ли огромные технологические гиганты всем требованиям и правилам по технике безопасности. Конечно, к такому уровню профессионализма он шел не один год, за плечами - тысячи рабочих смен и еще больше - выполненных задач компании.