СКАЧИВАЙТЕ НОВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ TENGRINEWS
17 апреля 2023 | 12:44

Эксперт рассказал о подходах к реформированию налоговой политики Казахстана

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото:elements.envato.com Фото:elements.envato.com

Заместитель председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) Олжас Тулеуов рассказал о подходах к реформированию налоговой политики, передает Tengrinews.kz.

Ниже его ответы на вопросы:

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Заместитель председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) Олжас Тулеуов рассказал о подходах к реформированию налоговой политики, передает Tengrinews.kz.

Ниже его ответы на вопросы:

- АСПИР непрерывно находится в процессе выработки предложений по реформированию широкого круга направлений государственной политики и отраслей экономики. Одной из таких ключевых сфер является налоговая политика. Президент ранее дал поручение о принятии нового Налогового кодекса. В чем неэффективность действующего кодекса и налоговой политики в целом? Ведь реформа налоговой политики проводилась не один раз.

- Следует начать с того, что в начале прошлого года Президент отметил необходимость перехода на новый экономический курс, который будет базироваться на принципах справедливости и обеспечения равных прав для всех без исключения. И налоговая политика, как часть экономической политики страны, также должна характеризоваться справедливыми условиями для всех участников.

В целом, как вы отметили, за годы независимости налоговая политика прошла не одну реформу. Если вкратце пройтись по хронологии, то она выглядит следующим образом.

В 1991 году принят закон "О налогах", который предполагал стабилизацию рыночных отношений путем подведения широкой законодательной базы под новые реалии рыночной экономики.

Далее в 1995 году введен закон "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", задачей которого было приблизить налоговое законодательство к мировым стандартам. В рамках данного закона произошла оптимизация количества налогов до 17 и сформирована актуальная законодательная база.

В 2001 году принят первый Налоговый кодекс, который включал механизмы расширения налогооблагаемой базы на фоне активного роста экономики, а также усиления контроля для налогоплательщиков. В 2008 году принят Налоговый кодекс в новой редакции, в рамках которого акцент был сделан на увеличении налоговых сборов за счет стимулирования деловой активности. В соответствии с этим в дальнейшем ставки по основным налогам были пересмотрены в сторону снижения.

И, наконец, в 2017 году был принят действующий Налоговый кодекс. При этом в него уже внесены 53 пакета поправок, каждый из которых состоит из множества изменений.

Вместе с тем очень важно, чтобы налоговая политика была стабильной, максимально простой, понятной, а также справедливой.

Здесь важно отметить, что предыдущие версии Налогового кодекса были написаны, как правило, с точки зрения обеспечения бюджетной стабильности и расширения его доходной части, тем самым ключевой целью налоговой политики был рост налоговых поступлений, а не качественный рост экономики и ее диверсификация.

Но даже в таких условиях, несмотря на стабильный рост номинального ВВП, налоговые поступления к ВВП снижались и их динамика имела высокую волатильность.

Так, по сравнению с другими странами, сопоставимыми по уровню дохода на душу населения, в Казахстане и сейчас наблюдается низкий объем налоговых поступлений к ВВП. В частности, с 2010 по 2022 год отношение налогов к ВВП даже с учетом поступлений в Национальный фонд снизилось с 24-26 процентов до 16-21 процента, а без учета поступлений в Национальный фонд показатель и вовсе колебался в пределах 13-15 процентов. При этом, к примеру, в Чили отношение налоговых поступлений к ВВП составляет 22 процента, в Турции – 23 процента, в Латвии – 31 процент.

Помимо этого, проведенный нами анализ показывает, что с 2015 года в Казахстане наблюдается тенденция к снижению налогового бремени, рассчитываемого как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному выпуску. Так, по расчетам АСПИР, если в 2014 году налоговое бремя составляло около 30 процентов, то за период 2015-2021 годов данный показатель варьировался от 20 процентов до 25 процентов.

Вместе с тем данное снижение налогового бремени должно вести к стимулированию экономической активности и потребления, тем самым оказывая положительный эффект на расширение налоговой базы, что в свою очередь должно приводить к росту налоговых поступлений. Однако в нашей практике, как мы видим, этого не произошло.
Подобная ситуация может быть обусловлена многими факторами, в том числе снижением эффективности налогового администрирования и выраженным дестимулирующим характером обилия налоговых льгот. Эти и другие факторы и стали основанием для перезагрузки налоговой политики.

Олжас Тулеуов

- Какие вы можете назвать индикаторы, указывающие на то, что налоговое администрирование в стране требует совершенствования?

- Доказательством неэффективного администрирования может служить низкая продуктивность налогов, которая является своего рода показателем налоговой собираемости. Продуктивность налогов рассчитывается как соотношение доли поступлений конкретного вида налога в ВВП и номинальной ставки по данному налогу. Иными словами, продуктивность демонстрирует, сколько поступлений определенного налога к ВВП приходится на каждый процент номинальной ставки этого налога. Чем ближе показатель продуктивности к единице, тем выше собираемость налога и наоборот.

К примеру, в Казахстане продуктивность НДС при ставке 12 процентов составляет 0,30, в Азербайджане при ставке 18 процентов – 0,36, Грузии при ставке 18 процентов продуктивность составляет 0,54.
Продуктивность ИПН у нас в стране составляет 0,13 при ставке 10 процентов, тогда как в Грузии – 0,34 при ставке 20 процентов, в России – 0,30 при ставке 13 процентов.

Что касается продуктивности ненефтяного КПН, в Казахстане она составляет 0,14 при ставке 20 процентов, а при той же ставке в России и Азербайджане она составляет 0,19 и 0,18, соответственно.

Таким образом, мы видим, что даже при низких налоговых ставках в Казахстане собираемость и продуктивность налогов тоже крайне низкая, что указывает на неэффективность действующего налогового администрирования.

- Вы упомянули налоговые льготы. Что вы можете сказать касательно них? Что к ним относится в рамках действующей налоговой политики?

- В целом к льготам относится все, что выпадает из общего налогового режима. Среди видов льгот наиболее распространенными являются специальные налоговые режимы. Также имеются налоговые льготы в рамках специальных экономических зон, инвестиционных контрактов, налоговые вычеты, пониженные ставки, нулевая ставка, например, при НДС на экспорт и так далее.

В целом в настоящее время, по нашим оценкам, имеется более 200 видов подобных налоговых льгот, совокупный денежный объем которых весьма существенен.

В свою очередь, множество льгот в рамках налоговой политики, а также их несистематизированные и размытые критерии применения не только искажают конкуренцию, но и сокращают налогооблагаемую базу в качестве недополученных поступлений в бюджет.

- Мы часто слышим про такое явление, как дробление бизнеса. Не могли бы более подробно рассказать, что в рамках действующей налоговой политики мотивирует бизнес дробиться? Как возникла эта проблема?

Как я ранее упомянул, в действующем Налоговом кодексе предусмотрены специальные налоговые режимы (СНР), которые устанавливаются для отдельных категорий бизнеса. Они позволяют производить крайне упрощенное исчисление и уплату отдельных видов налогов для субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Этому посвящен целый 20-й раздел действующего Налогового кодекса.

В свою очередь, подобные привлекательные налоговые условия, предназначенные исключительно для микро- и малого бизнеса, с одной стороны, стали служить для средних, а порой и крупных компаний скрытым стимулом к дроблению на несколько юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, что позволяет им работать в рамках СНР. С другой стороны, действующие СНР демотивируют малые предприятия укрупняться и переходить в категорию среднего бизнеса. В результате в стране отсутствует качественный и заметный рост среднего бизнеса, что является сдерживающим фактором для интенсивного развития всей экономики.

Подтверждением сказанному служат данные официальной статистики, согласно которым с 2015 по 2023 год количество действующих субъектов малого предпринимательства выросло на 46 процентов с 1,3 миллиона до 1,9 миллиона, а доля малого бизнеса в ВВП выросла с 22 процентов до 30 процентов. В свою очередь, за аналогичный период число субъектов среднего бизнеса увеличилось только на 0,5 процента с 2897 до 2910, то есть крайне незначительно, тогда как доля среднего бизнеса в ВВП показала рост с 4,9 процентов лишь до 6,3 процента. Опять же для сравнения, в странах ОЭСР в среднем доля среднего бизнеса в ВВП составляет 18 процентов, а в отдельных странах, как Турция, Греция, Латвия, данный показатель достигает 22-26 процентов.

- В таком случае как в рамках нового Налогового кодекса будет решаться эта проблема и все другие накопленные дисбалансы налоговой политики?

- Как я отметил ранее, главными принципами новой налоговой политики должны стать справедливость, стабильность и прозрачность.
Глава государства на открытии первой сессии Мажилиса Парламента VIII созыва подчеркнул, что новая модель налоговой политики должна обеспечить оптимальное распределение национального богатства, высокий уровень экономической активности и точечную поддержку приоритетных отраслей экономики.

Для стимулирования инвестиций в качественное развитие прорабатывается вопрос введения в рамках одного вида налогов дифференцированных механизмов налогообложения для различных отраслей экономики путем прямого (разные ставки налогов и косвенного (через механизм налоговых вычетов) дифференцирования. Данная практика широко применяется в других странах. Например, во Франции, Германии, США, Италии, России ставки по налогам для АПК отличаются от общеустановленных, в Великобритании, Германии, Исландии и Норвегии для субъектов банковского сектора также установлены дифференцированные ставки, а в ряде стран ЕС применяются пониженные ставки для производства высокотехнологичной продукции и социально значимых товаров и услуг.

Также для стимулирования инвестиций в качественное развитие мы предлагаем имплементацию подходов налогообложения прибыли по так называемой эстонской модели. Она подразумевает освобождение компаний от КПН с прибыли, реинвестированной в технологическое развитие и НИОКР. К примеру, в Грузии данная практика дала положительный эффект в виде повышения налоговых поступлений в долгосрочном периоде.

В видах налогов также предполагаются изменения. В частности, как уже известно, рассматривается вопрос о внедрении подходов налогообложения предметов роскоши, в частности, дорогостоящего транспорта и недвижимости.

Также будет рассмотрена возможность объединения налогов с фонда оплаты труда в единый налог. Сейчас подобная практика действует только в отношении малого и микробизнеса.

Кроме того, в целях обеспечения социальной справедливости предлагается комплексно систематизировать и повысить доступность механизма вычетов по ИПН.

Для повышения эффективности и справедливости налоговых режимов полагаем, что необходимо пересмотреть текущие СНР через совершенствование их критериев и путем внедрения группового налогообложения для субъектов бизнеса, у которых выявлены признаки дробления. Для этого мы предлагаем оптимизировать виды и количество СНР с учетом стоимости основных средств в качестве дополнительного критерия предоставления данных режимов. Вместе с тем в налоговом законодательстве необходимо прямо закрепить критерии искусственного дробления.

Помимо этого, считаем необходимым переориентировать деятельность налоговых служб от наказания к предупреждению налоговых нарушений с сохранением наказания только за злостное или незаконное умышленное уклонение от уплаты налогов. Для этого необходимо усовершенствовать систему управления рисками, перейти полностью на цифровой налоговый контроль, в том числе через распространение механизма горизонтального мониторинга.

Для обеспечения декриминализации налогового законодательства следует пересмотреть пределы норм привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога в виде определенного процента от оборота компании, а не абсолютных значений оборота, как это действует сейчас.

Отмечу, что это лишь часть реформ налоговой политики, прорабатываемых АСПИР.

Когда будет принят новый Налоговый кодекс?

В настоящее время действует специальная рабочая группа на базе Министерства национальной экономики с участием государственных органов, участников рынка, НПП "Атамекен" и других заинтересованных сторон. В соответствии с поручением Главы государства проект Налогового кодекса должен быть представлен до конца текущего года.

Отправляем самые главные новости и самые интересные новости прямо к вам на телефон. Подпишитесь на наш Telegram-канал!

Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 527.47  course up  545.71  course up  4.93  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer
yadro