11 мая на площадке SöZ Astana Public Talk прошла публичная лекция, посвященная теме "Казахстанское медиа: до и после". Приглашенными спикерами стали экс-продюсер группы Ninety One, солист группы ORDA Ерболат Беделхан и основатель медиакомпании OZEN Айзатулла Хуссейн, передает Tengrinews.kz.
11 мая на площадке SöZ Astana Public Talk прошла публичная лекция, посвященная теме "Казахстанское медиа: до и после". Приглашенными спикерами стали экс-продюсер группы Ninety One, солист группы ORDA Ерболат Беделхан и основатель медиакомпании OZEN Айзатулла Хуссейн, передает Tengrinews.kz.
Во время встречи спикеры поделились собственным опытом работы в музыкальной индустрии Казахстана, рассказали о текущих проектах и о том, какой видят отечественную креативную экономику в будущем.
Настоящая дискуссия разгорелась между спикерами и гостями площадки SöZ по вопросу развития казахскоязычных медиа.
"Есть две волны тех, кто создает казахстанскую музыку. Первая – это русскоговорящие артисты, которые покорили страны СНГ. Они все переехали туда, в Россию, создали компании, платят налоги. Мы – это вторая волна, и мы остались здесь. У нового поколения ребят нет этого барьера, сомнений, будут ли слушать казахскую музыку, песни на казахском языке за рубежом", - рассказывает Айзатулла Хуссейн.
Он уверен, что, "чтобы сохранить язык, важно, чтобы он менялся, был современным. Мы добавляем в наши тексты жаргоны, крылатые выражения и осовремениваем казахский язык".
Как отметил Ерболат Беделхан, примерно 10 из 18 миллионов граждан Казахстана слушают казахскоязычный национальный продукт.
"Казахский язык сегодня является важнейшим элементом самоидентификации нации. Это своеобразный код, который несет в себе национальные и культурные ценности казахского народа", - подчеркнул он.
По словам продюсера, в Казахстане необходимо разработать программы развития креативной индустрии на 5-10 лет, чтобы помочь сохранить свою национальную идентичность и сделать популярной казахскую культуру.
Беделхан отмечает, что казахскоязычные медиа изначально проигрывали русскоязычным, в которые вкладывались большие деньги на развитие и у которых росла аудитория. Переехав из Монголии в Казахстан, он был удивлен, что в Казахстане преимущественно говорят по-русски. Существенно ситуация стала меняться 10-15 лет назад, и именно музыка стала той "мягкой силой", которая способствовала этому.
Сейчас Ерболат Беделхан занимается новым проектом – развитием онлайн-кинотеатра QOS на казахском языке. Он отметил, что казахскоязычный контент имеет огромный спрос как в киноиндустрии, так и в музыкальной сфере, в медиа.
"В течение 24 часов в сутки нам нужно производить тысячи единиц казахстанского контента. Тогда и другие страны обратят на нас внимание", - уверен спикер.
Вместе с тем он отметил, что отечественный креативный рынок пока не сформирован: нет законодательной базы, нет энтузиастов работать ради интереса, не изучены все возможности монетизации.
"Творчество может функционировать отдельно от государственной политики на 100 процентов, но для этого нужно создать все условия, - заключает продюсер. - Разработать стратегию, сформировать отечественный рынок, привлечь инвесторов. И тогда через 10 лет можно увидеть результат".
Вариант закрыть отечественный креативный рынок от влияния на него русскоязычных или англоязычных медиа Айзатулла Хуссейн считает неверным решением.
Во-первых, это связано с тем, что перед казахстанскими талантами сегодня открывается окно возможностей. К примеру, в соседней России большое количество деятелей искусства из-за санкций не могут работать в привычном объеме.
"Кто завтра будет делать русскоязычный контент для всего мира? Музыка, видео, YouTube, TikTok… Мы можем это делать. Мы, казахи, уже созрели для этого", - уверен спикер.
Во-вторых, любая креативная экономика может и должна развиваться под влиянием на нее других культур. "Убрав англоязычный музыкальный контент, у нас останется только народное творчество", - говорит Хуссейн. Наоборот, казахстанцы должны быть более открыты ко всему новому.
В-третьих, технологии искусственного интеллекта изменят существующие подходы к креативной экономике. Уже сейчас люди стараются обходиться без посредников, будь то поиск такси через приложение или формирование плейлиста в стриминговых платформах. К примеру, сам Айзатулла Хуссейн сегодня занимается развитием нового для Казахстана цифрового направления – разработкой и популяризацией медиаплеера, в котором артисты смогут зарабатывать напрямую, без участия музыкальных империй и других посредников.
"В казахстанских медиа наступает новая волна. В плане креатива и процесса производства музыки нам нечему учиться у иностранных коллег. Наоборот, те страны, на чьем примере мы учились, в плане креатива начинают ослабевать. Но нам интересен их опыт в законодательстве, монетизации, работы с новыми технологиями, новые направления креативной индустрии", - резюмировал Айзатулла Хуссейн.
Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!