РЕЙТИНГ ДЕПУТАТОВ СЕНАТА
21 октября 2009 | 16:13

Генеральная уборка

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Еще после приговора 4 сентября стало ясно, что известного правозащитника Евгения Жовтиса мир увидит не скоро. У некоторых оставалась надежда на апелляцию, однако 20 октября коллегия Алматинского областного суда признала правомерность четырех лет лишения свободы. Мировая и казахстанская общественность в очередной раз возмутилась. И дело Жовтиса - не единственное в Казахстане, вызвавшее такой резонанс. А что поделаешь, если государство за несколько месяцев до председательствования в ОБСЕ устроило генеральную уборку?

Ермухамет Ертысбаев

29 сентября в Варшаве началось двухнедельное ежегодное совещание Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ по рассмотрению выполнения государствами-участниками Организации обязательств в области человеческого измерения. Накануне Ермухамет Ертысбаев, несмотря на свой не совсем официальный статус советника президента Назарбаева, вполне официально прокомментировал ситуацию в Казахстане. Советник прибыл в Варшаву, дабы публично расставить акценты в самых громких делах, связанных с правами человека. А накопилось их за какие-то три месяца достаточно, чтобы Европа усомнилась в компетенции будущего председателя. Накануне совещания ОБСЕ по вопросам выполнения обязательств в области человеческого измерения Ертысбаев обозначил корреспонденту "Казахстанской правды" свою позицию по ряду злободневных проблем. Позиция Ертысбаева никого не удивила. И генеральная уборка, которую власть устроила накануне председательствования в ОБСЕ, вызывает только вялые митинги на алматинском Арбате. Но господин Ертысбаев немного прогадал с европейской публикой, которая была шокирована просьбой советника "прекратить обсуждать дело Жовтиса". Участники совещания заметили, что советник не должен ущемлять их права на собственное мнение и свободу его выражения.

Дело правозащитника Жовтиса

Понятно, что глава казахстанского Бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис - личность заметная. Он был одним из первых в стране профессиональных правозащитников, его имя часто фигурировало в самых громких делах. Поэтому, когда 26 июля Жовтис насмерть сбил 35-летнего Каната Молдабаева, общественность сразу заговорила о возможной политизированности дела. Судья, по мнению защиты, закрыл глаза и на примирение сторон, и на многочисленные следственные нарушения. Да и во время судебного разбирательства неоднократно отклонял ходатайства защиты, проигнорировал собственный отвод, доводы адвоката и здравого смысла вообще, утверждали сторонники Жовтиса. И 4 сентября Балхашский районный суд признал Жовтиса виновным и в качестве меры наказания избрал четыре года лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении. По словам сотрудника Human Rights Watch Андреи Берг, "нежелание судьи рассматривать важные доводы защиты недвусмысленно указывает на то, что на самом деле это был срежиссированный политический процесс". Заседание коллегии Алматинского областного суда 20 октября, на котором приговор оставили в силе - вообще отдельная песня. Мало того, что Евгению Жовтису не разрешили присутствовать на заседании и защитить себя, так еще и мать погибшего Райхан Молдыбаева, которая решила на суде заявить о том, что прощает Жовтиса, едва добралась до места. Дело в том, что сотрудники полиции несколько раз проверяли машину исполняющей обязанности директора бюро по правам человека Розы Акылбековой, которая везла Молдабаеву на суд. А когда неизвестные врезались в их автомобиль, припаркованный на дороге, полицейские насильно (!) пытались затащить женщин в свою машину для разбирательства. Ситуацию спасли подоспевшие журналисты, которые успели доставить их в суд. Однако вернемся к Ертысбаеву, который первым делом в Варшаве высказался по делу Жовтиса. Он заявил, что "любые утверждения о том, будто у нас, дескать, зажимается свобода совести, нужно расценивать как невероятное искажение реалий". И призвал международное сообщество не давить на суд по делу Жовтиса до полного завершения процесса. По его мнению, " Жовтис был осужден не как правозащитник, а как человек, совершивший преступление, повлекшее гибель другого человека". О реакции членов ОБСЕ на полуофициальное мнение мы писали выше.

"Республика"

Еще более европейские эксперты по правам и свободам обеспокоились ситуацией с газетой "Республика". 6 марта этого года журналист газеты Мухамеджан Адилов опубликовал материал "Хрен редьки не слаще!". В нем Адилов рассуждает о дальнейшем развитии событий вокруг "БТА Банка". Представители банка подали иск на "Республику" о возмещении морального вреда. В банке посчитали, что публикация вызвала отток депозитов и тем самым нанесла ущерб банку на сумму 1,4 миллиарда тенге (примерно 9,3 миллиона долларов). Газета предоставила документы, из которых следовало, что в марте отток депозитов был минимальным. Однако 9 сентября Медеуский районный суд Алматы постановил взыскать с газеты "Республика" 60 миллионов тенге в пользу "БТА Банка". По закону судебное решение должно было вступить в силу 24 сентября. Но в ночь на 18 сентября весь тираж газеты был конфискован судебными исполнителями. Напечатать тираж следующего номера согласилась только типография "Комета S". 24 сентября сотрудники финансовой полиции навестили и эту типографию. По словам ее директора Юлии Козловой, они взломали железную дверь и изъяли брак, остатки, полосы "Республики", которые шли в печать, бухгалтерские документы, кассовый аппарат, кассу с деньгами. В тот же день сотрудник финансовой полиции Маргулан Сарбасов заявил, что причиной обыска и конфискации имущества типографии стали "вопросы налогообложения, а "Республика" там не печаталась". Арест тиража издания не оставил равнодушными членов международной организации "Репортеры без границ". Они назвали действия казахстанских властей попыткой "поставить на колени ведущую независимую газету Казахстана, не боящуюся критиковать правительство". Также борцы за свободу слова заявили, что "Казахстан послал своим партнерам крайне негативный сигнал всего за три с половиной месяца до вступления в должность председателя ОБСЕ". Глава Committee to Protect Journalists (CPJ) Роберт Махуони заявил, что цензура и нападки на малочисленные независимые издания в стране "возмутительны". Эту ситуацию Ертысбаев объяснил по-своему: "Республика" "целенаправленно ведет по существу подрывную работу против системообразующего банка, призывает граждан забирать вклады, разжигает ажиотаж, заявляя о неизбежности дефолта". Также он выразил еще одну интересную мысль. Оказывается, "не государство, не власть подала в суд на это издание, а банк". Странно, чей же тогда банк, если до 78 процентов акций "БТА-банка" принадлежит государственному фонду Самрук-Казына? Также чиновник назвал "невозможным" мнение, что "власть масштабно и целенаправленно душит свободную прессу".

А как же ОБСЕ?

Стоит напомнить, что за несколько месяцев до председательствования Казахстана в ОБСЕ случилось еще несколько неприятных событий. К ним мы отнесем аресты бывшего президента Казатомпрома Мухтара Джакишева, бывшего главного редактора газеты "Алма-Ата Инфо" Рамазана Есергепова, аналогичный делу Жовтиса приговор корреспонденту газеты "Время" Тохнияза Кучукова, избиение журналиста, правозащитника, лидера "Социалистического Сопротивления" Айнура Курманова. Странное дело, в Казахстане все эти факты случились подряд и аккурат за три-четыре месяца до председательствования Казахстана в ОБСЕ, организации, которая очень много внимания уделяет правам и свободам человека. Разумеется, европейские эксперты не смогли пройти мимо такого совпадения. У сотрудника неправительственной организации, занимающейся защитой прав человека более чем в 70 странах мира Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии, Андреи Берг возникли сомнения по поводу Казахстана. "Мы шокированы тем, с какой легкостью власти нарушают основные права, когда до председательства в ОБСЕ остается всего несколько месяцев, - заявила Берг. - Казахстан явно не готов к такой важной роли". Готов или не готов, а время дискуссий прошло. Казахстан воспользовался моментом и показал всему миру, что демократия - демократией, а свои внутренние дела государство будет решать по-своему: если в банке сокращаются депозиты, то виновата пресса, и если человек погиб в результате ДТП, то водитель обязательно понесет ответственность. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Ержан Ашикбаев подтвердил отсутствие "эксклюзивности" в деле Жовтиса статистикой. По его словам, из 179 аналогичных случаев, произошедших за январь-июль 2009 года, 136 подсудимых (76 процентов) были приговорены к тюремному заключению. Однако цифры - штука хитрая. Известный юрист Салимжан Мусин изучил практику Верховного суда за другой период, с 2003 по 2005 год. Он пришел к выводу, что "в среднем 40 процентов от общего числа дел прекращено за примирением сторон". Мусин подчеркнул, что лишение свободы применяется при "исключительных обстоятельствах". Формально Казахстан, конечно, свои внутренние проблемы решил. Европа вовсе не безмолвно, но смирилась с будущим председателем ОБСЕ с большим нефтяным достоинством. А дальше сюжет понятен: все будут сидеть. Жовтис - в колонии, "Республика" - тихо, Казахстан - в кресле председателя, а Ертысбаев - советником.
whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети
Еще после приговора 4 сентября стало ясно, что известного правозащитника Евгения Жовтиса мир увидит не скоро. У некоторых оставалась надежда на апелляцию, однако 20 октября коллегия Алматинского областного суда признала правомерность четырех лет лишения свободы. Мировая и казахстанская общественность в очередной раз возмутилась. И дело Жовтиса - не единственное в Казахстане, вызвавшее такой резонанс. А что поделаешь, если государство за несколько месяцев до председательствования в ОБСЕ устроило генеральную уборку?

Ермухамет Ертысбаев

29 сентября в Варшаве началось двухнедельное ежегодное совещание Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ по рассмотрению выполнения государствами-участниками Организации обязательств в области человеческого измерения. Накануне Ермухамет Ертысбаев, несмотря на свой не совсем официальный статус советника президента Назарбаева, вполне официально прокомментировал ситуацию в Казахстане. Советник прибыл в Варшаву, дабы публично расставить акценты в самых громких делах, связанных с правами человека. А накопилось их за какие-то три месяца достаточно, чтобы Европа усомнилась в компетенции будущего председателя. Накануне совещания ОБСЕ по вопросам выполнения обязательств в области человеческого измерения Ертысбаев обозначил корреспонденту "Казахстанской правды" свою позицию по ряду злободневных проблем. Позиция Ертысбаева никого не удивила. И генеральная уборка, которую власть устроила накануне председательствования в ОБСЕ, вызывает только вялые митинги на алматинском Арбате. Но господин Ертысбаев немного прогадал с европейской публикой, которая была шокирована просьбой советника "прекратить обсуждать дело Жовтиса". Участники совещания заметили, что советник не должен ущемлять их права на собственное мнение и свободу его выражения.

Дело правозащитника Жовтиса

Понятно, что глава казахстанского Бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис - личность заметная. Он был одним из первых в стране профессиональных правозащитников, его имя часто фигурировало в самых громких делах. Поэтому, когда 26 июля Жовтис насмерть сбил 35-летнего Каната Молдабаева, общественность сразу заговорила о возможной политизированности дела. Судья, по мнению защиты, закрыл глаза и на примирение сторон, и на многочисленные следственные нарушения. Да и во время судебного разбирательства неоднократно отклонял ходатайства защиты, проигнорировал собственный отвод, доводы адвоката и здравого смысла вообще, утверждали сторонники Жовтиса. И 4 сентября Балхашский районный суд признал Жовтиса виновным и в качестве меры наказания избрал четыре года лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении. По словам сотрудника Human Rights Watch Андреи Берг, "нежелание судьи рассматривать важные доводы защиты недвусмысленно указывает на то, что на самом деле это был срежиссированный политический процесс". Заседание коллегии Алматинского областного суда 20 октября, на котором приговор оставили в силе - вообще отдельная песня. Мало того, что Евгению Жовтису не разрешили присутствовать на заседании и защитить себя, так еще и мать погибшего Райхан Молдыбаева, которая решила на суде заявить о том, что прощает Жовтиса, едва добралась до места. Дело в том, что сотрудники полиции несколько раз проверяли машину исполняющей обязанности директора бюро по правам человека Розы Акылбековой, которая везла Молдабаеву на суд. А когда неизвестные врезались в их автомобиль, припаркованный на дороге, полицейские насильно (!) пытались затащить женщин в свою машину для разбирательства. Ситуацию спасли подоспевшие журналисты, которые успели доставить их в суд. Однако вернемся к Ертысбаеву, который первым делом в Варшаве высказался по делу Жовтиса. Он заявил, что "любые утверждения о том, будто у нас, дескать, зажимается свобода совести, нужно расценивать как невероятное искажение реалий". И призвал международное сообщество не давить на суд по делу Жовтиса до полного завершения процесса. По его мнению, " Жовтис был осужден не как правозащитник, а как человек, совершивший преступление, повлекшее гибель другого человека". О реакции членов ОБСЕ на полуофициальное мнение мы писали выше.

"Республика"

Еще более европейские эксперты по правам и свободам обеспокоились ситуацией с газетой "Республика". 6 марта этого года журналист газеты Мухамеджан Адилов опубликовал материал "Хрен редьки не слаще!". В нем Адилов рассуждает о дальнейшем развитии событий вокруг "БТА Банка". Представители банка подали иск на "Республику" о возмещении морального вреда. В банке посчитали, что публикация вызвала отток депозитов и тем самым нанесла ущерб банку на сумму 1,4 миллиарда тенге (примерно 9,3 миллиона долларов). Газета предоставила документы, из которых следовало, что в марте отток депозитов был минимальным. Однако 9 сентября Медеуский районный суд Алматы постановил взыскать с газеты "Республика" 60 миллионов тенге в пользу "БТА Банка". По закону судебное решение должно было вступить в силу 24 сентября. Но в ночь на 18 сентября весь тираж газеты был конфискован судебными исполнителями. Напечатать тираж следующего номера согласилась только типография "Комета S". 24 сентября сотрудники финансовой полиции навестили и эту типографию. По словам ее директора Юлии Козловой, они взломали железную дверь и изъяли брак, остатки, полосы "Республики", которые шли в печать, бухгалтерские документы, кассовый аппарат, кассу с деньгами. В тот же день сотрудник финансовой полиции Маргулан Сарбасов заявил, что причиной обыска и конфискации имущества типографии стали "вопросы налогообложения, а "Республика" там не печаталась". Арест тиража издания не оставил равнодушными членов международной организации "Репортеры без границ". Они назвали действия казахстанских властей попыткой "поставить на колени ведущую независимую газету Казахстана, не боящуюся критиковать правительство". Также борцы за свободу слова заявили, что "Казахстан послал своим партнерам крайне негативный сигнал всего за три с половиной месяца до вступления в должность председателя ОБСЕ". Глава Committee to Protect Journalists (CPJ) Роберт Махуони заявил, что цензура и нападки на малочисленные независимые издания в стране "возмутительны". Эту ситуацию Ертысбаев объяснил по-своему: "Республика" "целенаправленно ведет по существу подрывную работу против системообразующего банка, призывает граждан забирать вклады, разжигает ажиотаж, заявляя о неизбежности дефолта". Также он выразил еще одну интересную мысль. Оказывается, "не государство, не власть подала в суд на это издание, а банк". Странно, чей же тогда банк, если до 78 процентов акций "БТА-банка" принадлежит государственному фонду Самрук-Казына? Также чиновник назвал "невозможным" мнение, что "власть масштабно и целенаправленно душит свободную прессу".

А как же ОБСЕ?

Стоит напомнить, что за несколько месяцев до председательствования Казахстана в ОБСЕ случилось еще несколько неприятных событий. К ним мы отнесем аресты бывшего президента Казатомпрома Мухтара Джакишева, бывшего главного редактора газеты "Алма-Ата Инфо" Рамазана Есергепова, аналогичный делу Жовтиса приговор корреспонденту газеты "Время" Тохнияза Кучукова, избиение журналиста, правозащитника, лидера "Социалистического Сопротивления" Айнура Курманова. Странное дело, в Казахстане все эти факты случились подряд и аккурат за три-четыре месяца до председательствования Казахстана в ОБСЕ, организации, которая очень много внимания уделяет правам и свободам человека. Разумеется, европейские эксперты не смогли пройти мимо такого совпадения. У сотрудника неправительственной организации, занимающейся защитой прав человека более чем в 70 странах мира Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии, Андреи Берг возникли сомнения по поводу Казахстана. "Мы шокированы тем, с какой легкостью власти нарушают основные права, когда до председательства в ОБСЕ остается всего несколько месяцев, - заявила Берг. - Казахстан явно не готов к такой важной роли". Готов или не готов, а время дискуссий прошло. Казахстан воспользовался моментом и показал всему миру, что демократия - демократией, а свои внутренние дела государство будет решать по-своему: если в банке сокращаются депозиты, то виновата пресса, и если человек погиб в результате ДТП, то водитель обязательно понесет ответственность. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Ержан Ашикбаев подтвердил отсутствие "эксклюзивности" в деле Жовтиса статистикой. По его словам, из 179 аналогичных случаев, произошедших за январь-июль 2009 года, 136 подсудимых (76 процентов) были приговорены к тюремному заключению. Однако цифры - штука хитрая. Известный юрист Салимжан Мусин изучил практику Верховного суда за другой период, с 2003 по 2005 год. Он пришел к выводу, что "в среднем 40 процентов от общего числа дел прекращено за примирением сторон". Мусин подчеркнул, что лишение свободы применяется при "исключительных обстоятельствах". Формально Казахстан, конечно, свои внутренние проблемы решил. Европа вовсе не безмолвно, но смирилась с будущим председателем ОБСЕ с большим нефтяным достоинством. А дальше сюжет понятен: все будут сидеть. Жовтис - в колонии, "Республика" - тихо, Казахстан - в кресле председателя, а Ертысбаев - советником.
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 526.88  course up  543.02  course up  5.18  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer