Вечером 27 января на границе Кыргызстана и Таджикистана резко обострилась ситуация. Стороны применили оружие. В ходе столкновения есть погибшие и пострадавшие. Отметим, что это уже не первая их стычка на границе. Что происходит между двумя соседними странами Центральной Азии? Почему они не могут договориться? И к чему может привести этот конфликт? Корреспондент Tengrinews.kz задал эти вопросы экспертам Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Ерлану Мадиеву и Жумабеку Сарабекову.
Вечером 27 января на границе Кыргызстана и Таджикистана резко обострилась ситуация. Стороны применили оружие. В ходе столкновения есть погибшие и пострадавшие. Отметим, что это уже не первая их стычка на границе. Что происходит между двумя соседними странами Центральной Азии? Почему они не могут договориться? И к чему может привести этот конфликт? Корреспондент Tengrinews.kz задал эти вопросы экспертам Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Ерлану Мадиеву и Жумабеку Сарабекову.
В чем причина перманентного конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном? Почему они не ладят?
Кыргызско-таджикские пограничные споры длятся уже на протяжении долгих лет и берут свое начало еще со времен СССР. Но в советский период границы во многом имели условный характер, и после обретения независимости обеими странами споры на границе приобрели более серьезный характер.
На сегодняшний день обе страны разделяет более 900 километров совместной границы, из которых лишь чуть более 500 километров урегулированы и описаны. По сей день сохраняется 70 спорных участков. Как это зачастую бывает в международных территориальных спорах, Бишкек и Душанбе по-разному интерпретируют принадлежность спорных территорий, ссылаясь на различные документационные источники советского времени, которые отвечают интересам каждой стороны. В Центральной Азии ситуация усугубляется крайне сложными географическими, климатическими и демографическими условиями в спорных регионах. В частности, речь идет не только о наличии разногласий по определению конкретных линий границы, но и наличием так называемых анклавов, когда населенный пункт одного государства практически находится на территории другого. В кыргызско-таджикском споре особую роль играет таджикский анклав Ворух, расположенный в Баткенской области Кыргызской Республики.
Сюда также необходимо добавить и фактор трансграничных водных ресурсов. Экономики региона сильно зависят от сельского хозяйства, и в условиях засушливого климата вода часто становится объектом конфликта между населением с обеих сторон. Обе страны делят около 40 водных артерий, которые перекрываются местными жителями, что приводит к стычкам между ними.
Все это накладывается на сложную социально-экономическую и психологическую обстановку в обеих странах, которая сложилась в период пандемии.
За последние годы динамика приграничного конфликта только нарастала. Достаточно вспомнить прошлогодний конфликт между сторонами, который произошел в конце апреля на участке "Головной водораздел". Тогда военные Кыргызстана и Таджикистана применили тяжелую военную технику, в результате чего обе стороны понесли серьезные человеческие потери, а ситуация балансировала на грани полноценного межгосударственного военного конфликта.
Наконец, необходимо также и отметить тот факт, что политическое руководство с обеих сторон также не демонстрирует готовности идти на уступки и искать компромиссные решения.
Насколько серьезен сегодняшний вооруженный конфликт? Насколько высока вероятность войны между двумя странами?
Сейчас крайне сложно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации с учетом накопившегося конфликтного потенциала на границе двух стран. Согласно последней информации, в результате двухчасовых переговоров руководству двух стран удалось договориться о прекращении огня, это, безусловно важный сигнал. В отличие от прошлогоднего конфликта, на сей раз Бишкеку и Душанбе более оперативно удалось взять ситуацию под контроль.
Судя по всему, прошлогодний конфликт показал всю опасность ситуации и стороны более осторожно подходят к данному вопросу. Думаю, что ни Таджикистан, ни Кыргызстан не заинтересованы в развязывании полномасштабного военного конфликта в текущих сложных экономических условиях, в которых оказались обе страны. В этом также не заинтересованы и соседи обеих стран, а также и их крупнейшие партнеры в лице России и Китая.
Насколько возможно участие миротворцев ОДКБ в урегулировании этого конфликта?
На текущем этапе конфликта участие миротворцев ОДКБ маловероятно, так как никто из участников не обращался в организацию за помощью в урегулировании ситуации. К тому же работа военного блока ориентирована прежде всего на отражение внешних угроз безопасности, а выстраивание отношений между членами альянса – прерогатива самих государств. Поэтому ОДКБ вряд ли будет вмешиваться в конфликт. В этой связи ОДКБ ограничивается призывами к Бишкеку и Душанбе прекратить вооруженное противостояние на границе. Генсек организации Станислав Зась уже провел телефонные переговоры с секретарями советов безопасности Таджикистана и Кыргызстана.
Можно, конечно, привести в качестве примера Нагорный Карабах, куда был введен миротворческий контингент. Однако здесь необходимо учитывать, что в Карабах вошли российские миротворцы, а не силы ОДКБ. В целом у организации пока нет большого опыта в плане миротворческих миссий. Первая и пока единственная операция ОДКБ состоялась недавно в Казахстане после известных январских событий.
Каковы отношения у президентов двух стран Садыра Жапарова и Эмомали Рахмона, учитывая, что они часто участвуют в совместных мероприятиях ?
За 2021 год кыргызский и таджикский президенты встречались дважды. Так, в июне прошлого года Садыр Жапаров совершил официальный визит в Таджикистан. Визит состоялся как раз спустя два месяца после масштабного вооруженного столкновения на границе.
В ходе встречи главы государств заявляли об общем настрое разрешить конфликт "во благо двух народов". После июньской встречи наблюдались определенные подвижки в процессе согласования спорных участков границы. Однако со временем динамика переговоров пошла вниз.
Второй раз Рахмон и Жапаров виделись в сентябре на полях саммита ОДКБ и заседания ШОС в Душанбе. Но осенняя встреча лидеров в основном была посвящена обсуждению ситуации в соседнем Афганистане, и тема границ особо не затрагивалась.
Как правило, в ходе официальных встреч президенты всячески демонстрируют взаимное уважение и заявляют о единстве мнений в том, что необходимо ускорить делимитацию границ на равноправной основе.
Однако экспертам точно неизвестно, какие именно личные отношения успели сложиться между главами государств и в какой тональности у них идут переговоры за закрытыми дверями.
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!