КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
24 сентября 2009 | 11:27

Лейла Альпиева:"Балет - жестокое искусство"

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Первая прима Государственного академического театра оперы и балета имени Абая Лейла Альпиева к открытию 76-го театрального сезона вернулась из второго декретного отпуска. В интервью газете "Фокус" балерина рассказала профессиональных радостях, будущем казахстанского балета и возрасте ухода на пенсию. По завершении карьеры она будет жить в Великобритании. Но обещала часто приезжать в Казахстан.

- Всемирно известный хореограф Джордж Баланчин часто сравнивал балет с розой. Вы ощущаете уколы шипов?

- Конечно. Сейчас меня особенно уязвляет вопрос о пенсии. В мировой театральной практике артисты балета выходят на заслуженный отдых до 40 лет. Так принято в Лондонском королевском театре, в Парижской Гранд-опера, в любом российском театре. Мне уже 38 лет - пенсионный по балетным меркам возраст. Но в Казахстане до сих пор балерины выходят на пенсию только в 58 лет, а танцоры - в 63 года. Это самый "острый шип" отечественного балета. За минувший год, не дождавшись от политиков решения проблемы, со сцены просто в никуда ушли одни из самых талантливых танцоров труппы. Как сложится их судьба в дальнейшем? Ведь для человека искусства, всю жизнь отдавшего танцу, переквалифицироваться в слесаря или сантехника равносильно самоубийству. Судя по всему, я тоже пополню этот печальный список ненужных государству артистов в ближайшем будущем.

- Кто станет новой казахстанской Терпсихорой?

- На сцене нашего театра есть несколько талантливых балерин. Проблема в другом. Год от года в балетные школы поступает все меньше юных дарований. Подростков, готовых подвергать себя ежедневным изнурительным занятиям, готовых работать с полной самоотдачей, очень мало. Те, кто действительно обладает способностями и данными для большой сцены, столкнувшись с суровыми реалиями казахстанского балета, стараются подписать контракты с российскими и европейскими театрами. Уезжает и потенциал, и цвет нашего балета. Если так будет продолжаться и дальше, блистать на сцене у нас будет просто некому.

- Если верить статистическим данным, балерины болеют в четыре раза чаще, чем женщины других профессий...

- От природы у меня крепкое здоровье, но годы, проведенные на сцене, не прошли бесследно. Результаты медицинского обследования, которое я недавно проходила, изрядно удивили врачей с солидным стажем работы. Изношенность организма такова, что у рентгенологов возникла уверенность: это снимки 60-летней женщины.

- Но все-таки есть и профессиональные радости…

- Для меня самой приятной новостью стало утверждение на должность главного балетмейстера нашего театра народного артиста СССР, лауреата государственной премии Казахстана Рамазана Бапова. Он личность мирового масштаба. И, кроме того, пылкий патриот. Однажды он отказался от предложения работать в Большом театре и вернулся на родину. Сейчас он отклонил все предложения работать в Америке. Это мужественный человек, и я уверена, что с его появлением в казахстанском балете начнутся перемены к лучшему. У Рамазана грандиозные планы по постановке авторского балета. Надеюсь, что еще успею станцевать в этом проекте.

- Вы хотели бы, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам?

- Нет. Балет - жестокое искусство. Чтобы стать балериной или танцором с большой буквы, надо отдать танцу всего себя без остатка. Порой - в ущерб личной жизни. А кроме титанического физического труда каждый актер балета несет и колоссальные психологические нагрузки. Если не доходить в воплощении того или иного образа до самозабвения, зритель почувствует фальшь. Вживаться в персонаж, переносить боль того или иного героя - я бы не хотела такой судьбы для своих детей. Меня даже немного радует то, что старший сын из-за крупной комплекции не подходит для поступления в балетную школу.

- По завершении карьеры останетесь жить в Англии?

- Возможно. Мне бы хотелось посвятить себя семье настолько, насколько я отдавала себя балету. Как вы знаете, мой супруг живет в Великобритании, поэтому, естественно, большую часть времени я буду проводить там. Однако в Казах­стан я буду приезжать очень часто. Здесь у меня близкие друзья, родственники, коллеги. Мне бы хотелось, чтобы мой младший сын знал язык, на котором говорили его предки. Поэтому об окончательном и бесповоротном переезде в Туманный Альбион речи не идет.

- Какие образы еще хотелось бы воплотить?

- Сейчас руководство нашего театра ведет переговоры о постановке балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" под руководством народного артиста СССР Юрия Григоровича. Мне бы работа с мэтром хореографии доставила огромное удовольствие, но, видимо, я не буду принимать участия в проекте. Могу сказать, что за свою сценическую жизнь я воплотила все образы, которые хотела. У меня нет ощущения незавершенности.

Альпиева Лейла

Заслуженная артистка Республики Казахстан, дипломант конкурса имени Майи Плисецкой в Санкт-Петербурге (1994), лауреат международного конкурса в Варне, международного конкурса в Будапеште им. Рудольфа Нуриева (1996), лауреат премии "Тарлан-2000", с 1996 по 1997-й и с 1999 по 2000 год - солистка Национального театра оперы и балета в Братиславе, с 2000-го - первая прима балета Государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети
Первая прима Государственного академического театра оперы и балета имени Абая Лейла Альпиева к открытию 76-го театрального сезона вернулась из второго декретного отпуска. В интервью газете "Фокус" балерина рассказала профессиональных радостях, будущем казахстанского балета и возрасте ухода на пенсию. По завершении карьеры она будет жить в Великобритании. Но обещала часто приезжать в Казахстан.

- Всемирно известный хореограф Джордж Баланчин часто сравнивал балет с розой. Вы ощущаете уколы шипов?

- Конечно. Сейчас меня особенно уязвляет вопрос о пенсии. В мировой театральной практике артисты балета выходят на заслуженный отдых до 40 лет. Так принято в Лондонском королевском театре, в Парижской Гранд-опера, в любом российском театре. Мне уже 38 лет - пенсионный по балетным меркам возраст. Но в Казахстане до сих пор балерины выходят на пенсию только в 58 лет, а танцоры - в 63 года. Это самый "острый шип" отечественного балета. За минувший год, не дождавшись от политиков решения проблемы, со сцены просто в никуда ушли одни из самых талантливых танцоров труппы. Как сложится их судьба в дальнейшем? Ведь для человека искусства, всю жизнь отдавшего танцу, переквалифицироваться в слесаря или сантехника равносильно самоубийству. Судя по всему, я тоже пополню этот печальный список ненужных государству артистов в ближайшем будущем.

- Кто станет новой казахстанской Терпсихорой?

- На сцене нашего театра есть несколько талантливых балерин. Проблема в другом. Год от года в балетные школы поступает все меньше юных дарований. Подростков, готовых подвергать себя ежедневным изнурительным занятиям, готовых работать с полной самоотдачей, очень мало. Те, кто действительно обладает способностями и данными для большой сцены, столкнувшись с суровыми реалиями казахстанского балета, стараются подписать контракты с российскими и европейскими театрами. Уезжает и потенциал, и цвет нашего балета. Если так будет продолжаться и дальше, блистать на сцене у нас будет просто некому.

- Если верить статистическим данным, балерины болеют в четыре раза чаще, чем женщины других профессий...

- От природы у меня крепкое здоровье, но годы, проведенные на сцене, не прошли бесследно. Результаты медицинского обследования, которое я недавно проходила, изрядно удивили врачей с солидным стажем работы. Изношенность организма такова, что у рентгенологов возникла уверенность: это снимки 60-летней женщины.

- Но все-таки есть и профессиональные радости…

- Для меня самой приятной новостью стало утверждение на должность главного балетмейстера нашего театра народного артиста СССР, лауреата государственной премии Казахстана Рамазана Бапова. Он личность мирового масштаба. И, кроме того, пылкий патриот. Однажды он отказался от предложения работать в Большом театре и вернулся на родину. Сейчас он отклонил все предложения работать в Америке. Это мужественный человек, и я уверена, что с его появлением в казахстанском балете начнутся перемены к лучшему. У Рамазана грандиозные планы по постановке авторского балета. Надеюсь, что еще успею станцевать в этом проекте.

- Вы хотели бы, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам?

- Нет. Балет - жестокое искусство. Чтобы стать балериной или танцором с большой буквы, надо отдать танцу всего себя без остатка. Порой - в ущерб личной жизни. А кроме титанического физического труда каждый актер балета несет и колоссальные психологические нагрузки. Если не доходить в воплощении того или иного образа до самозабвения, зритель почувствует фальшь. Вживаться в персонаж, переносить боль того или иного героя - я бы не хотела такой судьбы для своих детей. Меня даже немного радует то, что старший сын из-за крупной комплекции не подходит для поступления в балетную школу.

- По завершении карьеры останетесь жить в Англии?

- Возможно. Мне бы хотелось посвятить себя семье настолько, насколько я отдавала себя балету. Как вы знаете, мой супруг живет в Великобритании, поэтому, естественно, большую часть времени я буду проводить там. Однако в Казах­стан я буду приезжать очень часто. Здесь у меня близкие друзья, родственники, коллеги. Мне бы хотелось, чтобы мой младший сын знал язык, на котором говорили его предки. Поэтому об окончательном и бесповоротном переезде в Туманный Альбион речи не идет.

- Какие образы еще хотелось бы воплотить?

- Сейчас руководство нашего театра ведет переговоры о постановке балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" под руководством народного артиста СССР Юрия Григоровича. Мне бы работа с мэтром хореографии доставила огромное удовольствие, но, видимо, я не буду принимать участия в проекте. Могу сказать, что за свою сценическую жизнь я воплотила все образы, которые хотела. У меня нет ощущения незавершенности.

Альпиева Лейла

Заслуженная артистка Республики Казахстан, дипломант конкурса имени Майи Плисецкой в Санкт-Петербурге (1994), лауреат международного конкурса в Варне, международного конкурса в Будапеште им. Рудольфа Нуриева (1996), лауреат премии "Тарлан-2000", с 1996 по 1997-й и с 1999 по 2000 год - солистка Национального театра оперы и балета в Братиславе, с 2000-го - первая прима балета Государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 516.05  course up  536.88  course up  5.2  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer