В рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута в морском порту Актау состоялся запуск судна-контейнеровоза "Сункар", приуроченный ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности.
В рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута в морском порту Актау состоялся запуск судна-контейнеровоза "Сункар", приуроченный ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности.
Международная ассоциация "Транскаспийский международный транспортный маршрут" (ТМТМ), объединяющая различные компании транспортно-логистического комплекса Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции и других стран, была создана в феврале 2017 года.
В начале 2019 года между компаниями АО "Қазақстан Темір Жолы" (КТЖ) и АО "КазМунайГаз", а также их дочерними компаниями ТОО "НМСК "Казмортрансфлот" (КМТФ) и АО KTZ Express Shipping было подписано генеральное соглашение, в рамках которого КТЖ передала в долгосрочную аренду КМТФ 4 сухогрузных судна для более эффективного и профессионального оперирования ими. Морские грузоперевозки крайне сложная и специфичная отрасль, не являясь профильной судоходной компанией, практически невозможно эффективно конкурировать на этом рынке. Вместе с тем целью синергии активов было осуществить интеграцию активов Фонда "Самрук-Казына" для создания эффективной мультимодальной транспортной системы для поставки продукции Китая и Казахстана на рынки Европы через Азербайджан. Мировая транспортно-логистическая отрасль идет по пути все большей контейнеризации, и, понимая это, КМТФ, как локомотив торгового мореплавания Казахстана, всегда выступал за развитие этого направления в нашей стране.
Главным конкурентным преимуществом ТМТМ заявлялась скорость доставки из КНР в Европу, составляющая 16-18 суток. Однако в первые годы после создания ТМТМ отсутствие стабильного потока контейнерных грузов не позволяло привлечь морской флот на линию Актау - Баку, в то же время отсутствие регулярной морской линии на ключевом участке мешало соблюдать заявленную скорость доставки и, как следствие, наращивать грузооборот. Так, до запуска фидерной линии было совершено всего несколько рейсов по Каспию.
Вступление в ассоциацию КМТФ придало новый импульс развитию этой инициативы и привело к открытию 16 апреля 2019 года первого на Каспии фидерного (регулярного) контейнерного сообщения между морскими портами Актау и Баку.
Несмотря на минимальную загрузку в первые месяцы работы новой линии, в КМТФ верили в успешность этого проекта. Практически первые полгода загрузка судна не превышала 10-20 процентов от максимальной, зачастую судно уходило в рейс всего с одним контейнером. Клиенты и грузоотправители, учитывая, что это новый контейнерный маршрут, не рисковали отправлять свои грузы через порт Актау. Несмотря на эти сложности и операционный убыток, КМТФ продолжал выполнять все рейсы по строго заявленному графику. Нужно было показать потенциальным клиентам, что ничто не помешает их грузам дойти до конечного пункта в обещанный срок. Эти действия со стороны могли показаться ошибочными и даже вредными, но, как показала практика, расчет оказался верным.
Уже с 2020 года начался стабильный рост грузопотока, а это значит, что грузоотправители поверили в скорость и надежность ТМТМ. Это позволило задействовать уже два судна, вторым стало судно азербайджанских партнеров - компании ASCO. Сегодня годовой объем составляет порядка 20 тысяч контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) в год, увеличившись в несколько раз по сравнению с 2019 годом.
Видя потребность в увеличении пропускной способности, в марте 2021 года КМТФ специально для данного маршрута переоборудовал судно "Барыс", ранее использовавшееся для перевозки сверхгабаритных грузов, под судно-контейнеровоз. Являясь первым специализированным контейнерным судном в нашей стране, "Барыс" способен принять на борт рекордные для Каспия 350 ДФЭ.
Отрадно, что руководством страны уделяется особое внимание развитию транспортно-логистической отрасли, в частности, Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым дано поручение о развитии морских перевозок, укреплении морского флота и создании контейнерного хаба в порту Актау.
Принятое в КМТФ решение о переоборудовании под контейнеры двух судов "Сункар" и "Беркут" внесет свою лепту в решение поставленных Главой государства задач.
Модернизация судна "Сункар" уже завершена, и в канун празднования Дня работников нефтяной и газовой промышленности второй контейнеровоз отправился в свой первый рейс. Это позволит добиться увеличения мощности флота КМТФ до 30 тысяч ДФЭ в год.
КМТФ приступает к работам по модернизации под контейнеровоз третьего судна "Беркут" и планирует завершить их в I квартале следующего года.
Справочно:
С начала действия фидерной линии было транспортировано 59 532 единицы контейнеров в ДФЭ, из них доля КМТФ составляет 49 463 ДФЭ. За 8 месяцев 2022 года перевезено 20 726 ДФЭ, из них доля КМТФ составляет 13 478 ДФЭ.
ТОО "НМСК "Казмортрансфлот" создано указом Президента РК от 4 декабря 1998 года, единственном участником является АО "НК "КазМунайГаз". Постановлением Правительства РК от 29 апреля 2011 года № 462 ТОО "НМСК "Казмортрансфлот" является национальным морским перевозчиком РК.