Разговор об интересах и дипломатические умолчания: эксперт о визите президента Ирана в Казахстан

Дмитрий Хегай
Дмитрий Хегай Шеф-редактор

ПОДЕЛИТЬСЯ

Разговор об интересах и дипломатические умолчания: эксперт о визите президента Ирана в Казахстан Фото пресс-службы Акорды

Известный эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов, назвал главные итоги первого официального визита президента Исламской Республики Иран Масуда Пезешкиана в Казахстан, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Известный эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов, назвал главные итоги первого официального визита президента Исламской Республики Иран Масуда Пезешкиана в Казахстан, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.

Политолог отметил, что появление президентов Ирана в столицах региона не новость, но именно нынешняя поездка Пезешкиана по странам Центральной Азии имеет особое значение. Дубнов подчеркивает контекст визита: иранский президент посещает регион спустя полгода после перенесённой его страной 12-дневной войны с Израилем и США, в которой она понесла тяжёлый урон.

"Однако если не знать этого обстоятельства, то, знакомясь с документами, подписанными в ходе казахстанско-иранских переговоров, и особенно с выступлениями лидеров, Касым-Жомарта Токаева и Масуда Пезешкиана, никому и в голову не придёт, что ещё недавно в Иране бушевала война. Поэтому, оценивая значение визита иранского президента в Казахстан, я бы обратил внимание в первую очередь не на подписанные документы. Их не так много, в основном это меморандумы о взаимопонимании или о намерениях сторон сотрудничать в самых разных сферах (об этом чуть позже). А на публичную риторику глав государств", – подчеркнул Дубнов.

По словам политолога, стоит обратить внимание на дипломатическую сторону встречи. Так, в разговоре Токаев и Пезешкиан высказали "обеспокоенность в связи с эскалацией международных конфликтов", упомянув в этой связи "санкционное давление и торговые войны".

"Но ни один, ни другой не упомянули при этом ближневосточный конфликт, к которому прямое отношение имеет Иран (12-дневная война в июне, как выразился бы генсек ООН Гутерриш, "возникла не в вакууме"). Не прозвучала и тема войны в Украине, так же как и оценка попыток Дональда Трампа её как-то поскорее закончить", — отметил Дубнов.

Эксперт по Центральной Азии напомнил известное: 11 января будущего года, то есть ровно через месяц, ужасное это кровопролитие по длительности, 1418 дней, сравняется с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. При этом Дубнов подчеркнул, что "эти умолчания вовсе не значат, что между собой Пезешкиан с Токаевым в том или ином ракурсе не затронули эти самые болезненные контрапункты нынешней ситуации в мире". По мнению политолога, хотя оба президента вскользь заметили, что их позиции по главным мировым проблемам в основном совпадают, нет нужды публично выделять некоторые нюансы.

"Скажем, легко себе представить, что Президент Токаев, может быть, даже в инициативном порядке стал излагать Пезешкиану свои доводы в пользу анонсированного присоединения Казахстана к "Авраамовым соглашениям" между Израилем и рядом исламских государств (ОАЭ, Бахрейн, Марокко)", — акцентировал внимание Дубнов.

С другой стороны, отмечает эксперт, Пезешкиан вполне мог бы поделиться с Токаевым проблемами тупикового состояния, в которое зашли переговоры Тегерана и Вашингтона по ядерной программе Ирана.

"И, кто знает, не возьмёт ли на себя Астана роль некоего "почтового ящика" в общении между собой на эту тему иранской и американской администраций", — считает Дубнов.

При этом самой результативной частью визита Пезешкиана политолог считает его культурно-историческую часть. По мнению Дубнова, казалось, что Казахстан и Иран заново знакомятся друг с другом, взаимно представляют некие презентации, дающие основания считать очевидной их глубокую цивилизационную связь, зародившуюся в глубине веков. Токаев, например, напомнил, что около 4 процентов слов в казахском языке имеют персидские корни, например, "астана" ("столица") или "ораза" ("пост").

Отдельного упоминания, по мнению политолога, заслуживают подарки, доставленные иранской стороной, копии 27 документов из архивов иранского МИД, из которых много чего можно узнать о "политических событиях XVIII–XIX веков в Казахстане".

"Сохранились там и записи о "Казахском ханстве и о том, что казахи являются храбрым народом". А ещё о "тесных отношениях, установленных казахским ханом Тауке и персидским шахом Султаном Хусеем, и о том, что их посольские представители встречались в Москве". Упоминает Токаев и о сохраненных записях в иранских рукописях "о политике в Туркестане, а также о действиях Российской империи в отношении казахских регионов и ханств". Президент замечает, что все эти документы станут доступны для общественного внимания и СМИ. Полагаю, что нас ждут различные сюрпризы, в том числе и связанные с восприятием этих свидетельств в российской патриотической среде", — считает Дубнов.

Аркадий Дубнов подметил, что Президент Токаев был сдержанно уважителен, но комплиментарен в ответ, подчеркнув, что "иранский народ – законный наследник великой древней цивилизации".

В целом, как считает эксперт, во время визита была утверждена высокая взаимная заинтересованность сторон, что выразилось в словах Токаева: "Мы рассматриваем Иран как ворота для выхода Казахстана в Юго-Восточную Азию и на Африканский континент".

Также ещё раз прозвучали слова, свидетельствующие о роли Казахстана как главной евразийской коммуникационной артерии между Европой и Китаем: на долю страны приходится 85 процентов сухопутных перевозок на этом направлении. В таком контексте первостепенное значение имеет увеличение возможностей Международного транспортного коридора (МТК) Север — Юг и железнодорожного сообщения Россия — Казахстан — Туркмения — Иран. Месяц назад первый грузовой состав из России уже проследовал по этому маршруту.

Поезд, вышедший из точки в 900 километрах к северу от Москвы, проследовал через территории России, Казахстана и Туркменистана, войдя в Иран через пограничный пункт Инче-Борун. Состав из 62 сорокафутовых контейнеров преодолел весь путь примерно за 12 дней, достигнув конечной точки – сухопутного порта Априн недалеко от Тегерана.

"Продолжение визита иранского президента, из Казахстана в Туркменистан, выглядит на этом фоне вполне логично", – подытожил Аркадий Дубнов.

Напомним, визит президента Ирана Масуда Пезешкиана в Астану состоялся 11 декабря. Стороны подписали несколько важных документов, а Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что объём взаимного товарооборота между двумя странами растёт с каждым годом и Казахстан готов поставлять в Иран товары на сумму не менее 200 миллионов долларов.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 520.22  course up  609.26  course up  6.58  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 3
Астана -3
Актау -2
Актобе -8
Атырау -3
Б
Балхаш -5
Ж
Жезказган -1
К
Караганда -6
Кокшетау -11
Костанай 2
Кызылорда -11
П
Павлодар -6
Петропавловск -9
С
Семей 2
Т
Талдыкорган 9
Тараз 7
Туркестан -2
У
Уральск -8
Усть-Каменогорск 10
Ш
Шымкент -5

 

Редакция Реклама
Социальные сети