30 июля 2010 года возле здания центральной тюрьмы Алматы на стихийный митинг собрались родственники заключенных. Обеспокоенные судьбой своих близких, они пришли требовать встречи с арестованными. Из звонков, поступавших из-за решетки, родные узнали, что несколько заключенных вскрыли себе вены в знак протеста. То, что руководство СИЗО назвало провокацией, подследственные и их семьи рассматривали как требование соблюдения законных прав.
Операция "вскрытие"
Об инциденте в следственном изоляторе Алматы, что на пресечении улиц Сейфулина и Маметовой, стало известно около 15:00 по местному времени. У его ворот стали собираться родственники, друзья заключенных и представители прессы. Как пишет газета Время, несколько десятков людей стучали по воротам и требовали предъявить их арестованных родственников. Никого из родных, имеющих разрешение на свидание, на территорию изолятора не пускали.
В связи с нарастающим напряжением к месту были стянуты дополнительные силы правоохранительных органов и СОБР. Приехал представитель городской прокуратуры. Бойцы СОБРа силой оттеснили пытавшихся прорваться внутрь людей. А затем у входа в тюрьму поставили кордон из 25 полицейских. Еще примерно столько же стояли у дороги, по другую сторону гудящей толпы. У одной из женщин случился эпилептический припадок.
О точном количестве потерпевших поступали разные данные. По информации некоторых СМИ, "вскрывшихся" было около 50 человек. Со слов самих заключенных, в акции протеста участвовали шесть человек. Они заявляли, что совершили членовредительство, поскольку не могли больше терпеть плохого обращения. Подследственные жаловались на резко ухудшившиеся после смены руководства условия содержания. По их словам, работники СИЗО регулярно занимались поборами, ухудшилось качество питания и сократилось время, отведенное на прогулки. А избиения стали нормой.
Комментируя ситуацию, заместитель начальника департамента УИС Ирина Якупова, сообщила, что четверо осужденных порезали вены, протестуя против назначения нового начальника тюрьмы Димаша Аскарулы. "То, что происходит здесь, - это чистой воды провокация, попытка с помощью прессы и родственников привлечь к себе внимание. Никого тут не бьют", - заверила Якупова. При этом она отметила, что все следственно арестованные "сидят тихо и не шумят". Замначальника КУИС заявила, что требования, выдвинутые заключенными, выходят за рамки законности и начальство не пойдет на уступки. Она уточнила, что угрожая членовредительством, арестанты пытаются шантажировать руководство тюрьмы, чтобы добиться послаблений в условиях содержания. Так, заключенные хотят свободно перемещаться по камерам, играть в карты. "Никто им этого не позволит!", - заключила она.
"Ничему не верьте"
В конце концов было объявлено, что имеющие разрешение на свидание смогут войти на территорию изолятора. Представителей СМИ изначально допускать не хотели, ссылаясь на то, что тюрьма, как спецучреждение, относится к закрытым объектам.
Тем не менее, журналистов и матерей подследственных начали по одному впускать внутрь. Побывавшие за стенами рассказывали, что их заводили в спортзал. Туда же заводили заключенного. Он рассказывал матери (каждая встреча была аналогична предыдущей), что он в порядке, что на территории СИЗО находятся внутренние войска, но силу к заключенным не применяют. Однако, как рассказала мать, которой посчастливилось увидеть сына, после "официальной" части разговора, он шепнул ей на ухо: "Ничему не верьте".
По телефону заключенные просили своих родственников не расходиться по домам. В противном случае, утверждали они, бойцы СОБРа начнут избивать арестантов. "Нас тут всех сломают", - передавали из-за решетки.
Ни шагу назад
Приезжавший на место происшествия заместитель прокурора Алмалинского района Алматы Ермек Рахимбаев, говорил протестующим, что собрание у ворот СИЗО согласно статье 317 УК РК является незаконным, отмечает Today.kz. Однако это заявление никак не повлияло на людей, твердо уверенных в том, что стоит им разойтись по домам и полицейские начнут избивать их близких.
Около восьми часов вечера Якупова вновь обратилась к присутствующим с призывом разойтись по домам и не мешать работе КУИС. К 23:00 протестующие перекрыли проспект Сейфулина. Движение машин было блокировано и СОБРу дубинками пришлось разгонять народ. Но и после этого они не расходились.
Около полуночи на территорию СИ (в карцер, санчасть и камеры) допустили сотрудников алматинского Бюро по правам человека (КМБПЧ). Правозащитница Инара Алдыбаева подтвердила официальную версию о числе пострадавших. Она уточнила, что вены себе вскрыли С. Сергеев, Е. Идрисов, Н. Набиев и А. Ерланбеков. Кроме того, с письменными жалобами к генеральному прокурору Казахстана обратились 40 подследственных заключенных.
По словам Алдыбаевой, им удалось поговорить с заключенными, в том числе и с теми, кто находится в карцере. Подследственные жаловались на плохие условия и неправомерные действия работников КУИС.
На ночь у ворот СИ осталась дежурить группа молодых людей. Сотрудники СОБРа потребовали покинуть прилегающую к СИЗО территорию, однако получили отказ. Тогда стражи правопорядка задержали около 30 человек, которые оказывали сопротивление. Их доставили в Алмалинский РОВД. По состоянию на 2:00, у ворот изолятора никого не осталось.
"Провокация не удалась"
2 августа представители КУИС провели брифинг по событиям 30 июля, на котором заявили, что спланированная провокация заключенных не удалась. В пресс-службе департамента по Алматы и Алматинской области подчеркивалось, что обстановку вокруг СИЗО нагнетали родственники и знакомые подследственных.
В пресс-релизе также отмечается, что в отношении 19 человек (из 38 задержанных у изолятора) возбуждено административное делопроизводство за нарушение общественного порядка.
Лица, спровоцировавшие групповое неповиновение сотрудникам, были этапированы в другие учреждения. Обстановка в следственном изоляторе №1 стабилизирована. Инцидент исчерпан. По крайней мере, так следует из официальных источников.
30 июля 2010 года возле здания центральной тюрьмы Алматы на стихийный митинг собрались родственники заключенных. Обеспокоенные судьбой своих близких, они пришли требовать встречи с арестованными. Из звонков, поступавших из-за решетки, родные узнали, что несколько заключенных вскрыли себе вены в знак протеста. То, что руководство СИЗО назвало провокацией, подследственные и их семьи рассматривали как требование соблюдения законных прав.