ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
24 августа 2022 | 13:03

От учителя до генерального директора: история главы физматшколы TAMOS

ПОДЕЛИТЬСЯ

Бауыржан Сериков – новый генеральный директор Tamos education, самой крупной частной школы в Центральной Азии. В интервью эксперт рассказал о современных тенденциях в педагогике, необходимости учить языки и программирование, а также о важности момента выбора профессии на этапе получения школьного образования.


Иконка комментария блок соц сети

Бауыржан Сериков – новый генеральный директор Tamos education, самой крупной частной школы в Центральной Азии. В интервью эксперт рассказал о современных тенденциях в педагогике, необходимости учить языки и программирование, а также о важности момента выбора профессии на этапе получения школьного образования.

- Бауыржан Серикович, как вы достигли таких успехов, будучи самым молодым генеральным директором школы в истории казахстанского школьного образования?

- Я родом из Восточного Казахстана, из Семея, родины Абая, Мухтара и Шакарима. Возможно, я и самый молодой генеральный директор школы в стране: получил должность заместителя директора в 27 лет, директора международной школы – в 32 года. При этом уверен, что между 30 и 40 годами люди находятся в том самом возрасте, когда есть и опыт, и энергия для воплощения идей в реальность.

Как я добивался того, что имею? У меня достаточно сильная воля, которая позволяет мне двигаться вперед, кроме того, я обязан коллегам, семье и ученикам своим богатым жизненным опытом. Прежде я работал военным, а также в торговой компании. С 2010 года я работаю в сфере образования – стартовал в НИШ учителем истории, затем работал заведующим кафедрой, заместителем директора по НМР и ВС, а образование, полученное в Сингапуре, Кембрижде, Сассексе, Вене и Барселоне, позволило стать международным экспертом по оцениванию школ. Затем было директорство в школе международного бакалавриата и целенаправленное поступление на программу магистратуры под руководством профессора Мэтью Кортни (Новая Зеландия), известного и публикуемого эксперта в области количественных исследований. На данный момент я магистр лидерства в сфере школьного образования.

Методов преуспевания в образовании много, например, школа Илона Маска Ad Astra близка к идеалу. Школа, в которой нет оценок и ранжирования по классам. Кроме этого, в школе нет сухой теории, она всегда совмещена с практикой. В школе перед детьми ставятся новые вызовы человечества, которые еще никогда не были изучены и для решения которых необходимо новое мышление, которое ставит под большой вопрос актуальность и эффективность традиционного образования в будущем. Для меня фокус находится в преодолении проблемы внутренней мотивации, измерении интеллекта, а также участии в олимпиадах и подобных проектах.

Как преуспеть в современном образовании? Молодым учителям я бы посоветовал научиться мыслить на английском языке. Для этого необходимо глубоко изучать язык. Второй совет. Очень много читать именно профильной литературы на английском. Конечно, будет замечательно читать и художественную литературу: она обогащает язык. Но делать упор стоит на профильную литературу, на self-development, о методике оценивания, о дифференциации учащихся, как разрабатывать уроки/курсы. И третий совет – постоянный рост/развитие, обучение на дополнительных курсах. Сейчас очень много бесплатных ресурсов и курсов на английском языке. Например, такие ресурсы, как Coursera, знаменитый университет Stanford в мире постоянно предлагают открытые курсы, в том числе для учителей. Подходы современного образования изменились, они уже не такие громоздкие. Скорость изменений в экономике, медицине, политике сегодня намного выше, чем раньше. Это все отражается на образовании, и необходимо успевать за этим.

*НМР - Научно-методическая работа

**ВС – внешние связи

- TAMOS Education – самая крупная частная школа не только в Казахстане, но и в Центральной Азии с международным отделением Кембриджа. В чем заключается ее секрет успеха?

- Работая в TAMOS всего две недели, я активно изучаю саму систему. Сильной стороной этой школы являются ее традиции и репутация на рынке, направления физмат и лингвистики, а также отделение Кембридж как лидер на международном рынке. Но всегда есть, как говорится, room for improvement, поэтому будем развивать то, что имеем, и претворять в жизнь новый опыт.

- Какие у вас планы по дальнейшему развитию школы TAMOS?

- В наших планах – довести стандарты преподавания, ценностей и оценивания знаний до международного уровня. Этот процесс небыстрый, в лучшем случае он займет 2-3 года. Как действующий оценщик Совета международных школ в Нидерландах, куда входит более тысячи школ планеты, я ездил по миру, оценивал школы и уверен, что этот опыт пригодится. Существуют определенные секреты, о которых лучше узнать после их применения, кроме того, сейчас я жду начала учебного года, чтобы реально оценить, на какой позиции мы находимся.

Мир не стоит на месте: появляются новые концепции, новые методики, новые инструменты оценивания, работа с большими данными. Работа школы во многом основана на работе с большими данными, это видение и миссия дальнейшего направления школы. Я вижу огромный потенциал именно в персонализации обучения, когда каждому ученику будет предоставлена максимальная возможность для полной реализации себя.

Знаю, будет нелегко: грядет огромная работа с учителями, отход от стандартного мышления одной программой с четверками-пятерками оценивания советского образца. Это значит не просто подучить английский и сдать экзамен, какой-нибудь SAT или IELTS, и поступить. Международное образование – это в первую очередь полная реализация человека со своим потенциалом. Я всегда ставлю вопрос так: что вы можете принести человечеству? Реализовывать себя нужно в этом плане, причем не в контексте "have to – have to", а на основе внутренней мотивации, то есть интересов и талантов ученика. Миру приносят пользу не только физики и математики, но и таланты в гуманитарной сфере, в сфере бизнеса, медицины, IT, дизайна. В этом направлении скрыт огромнейший потенциал, и ему стоит уделять внимание.

Первым этапом развития TAMOS станет первая четверть учебного года – активное изучение уроков. Урок – центральная деятельность школы, ее ключевой процесс. Уберите его – и смысл всей школы потеряется. Как только основной процесс будет запущен, мы изучим его сильные и слабые стороны и решим, как именно двигаться вперед.

Важная остановка – максимальное продвижение международных стандартов. К уже существующим направлениям больше внимания мы уделим профориентационной работе, максимально приблизив этот процесс к индивидуальным особенностям и сильным сторонам каждого ученика.

Я уверен, что бездарных учеников не бывает, а миссия педагога – раскрыть ребенка, заставить его поверить в свои силы и эти сильные стороны всячески развивать. На основании этой работы ученик сделает один из самых главных выборов в своей жизни – выберет свою профессию. Эта мысль не нова, зато свежо понимание, что этот выбор не окончателен. Сейчас изменения в мире настолько быстрые, что нельзя выбрать одну профессию на всю жизнь. Когда есть искусственный интеллект и программы, которые выполняют тяжелый труд, нужно быть гибкими и уметь адаптироваться, приспособляться к этим изменениям.

Например, языки программирования нужны в любой профессии. Зачем это учителю? Как учитель и администратор, я в достаточной степени изучил программу R-Studio, позволяющую работать с большими данными по оцениванию, выявлять тенденции и определенные факторы, которые влияют на продвижение учащихся для поступления в зарубежный вуз. Уверяю вас, сейчас учеников нужно максимально готовить к любым изменениям.

- Каково ваше видение будущего выпускника школы TAMOS?

- Будущий выпускник школы TAMOS – это студент, который владеет всеми необходимыми компетенциями и навыками, чтобы поступить в лучшие вузы мира. На моей практике мы с коллективом вместе готовили учеников, поступивших в топ-26 и топ-13 университетов мира, среди которых Carnegie Mellon University и University of Pennsylvaniа.

Работы по профориентации очень много, и в этом направлении у нас много идей – например, индивидуализация процесса профориентации. Выпускник TAMOS - это прежде всего человек, который максимально познал себя, свои сильные стороны, он с оптимизмом смотрит в будущее, сделав уверенный выбор в плане профессии и подготовившись к Life Long Learning – обучению на протяжении всей жизни.

По профориентации в этом году я с сентября планирую настроить работу на 100 лучших университетов мира – мы будем ориентировать учащихся и родителей на их требования. Однако отмечу, что в работе я придерживаюсь поговорки "хорошо сделано – лучше, чем хорошо сказано", поэтому обещать золотые горы не стану и о наших успехах вы узнаете в конце учебного года.

- Какие преимущества ученики и родители получают от обучения в школе TAMOS?

- Прежде всего это целостность TAMOS, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами. Второе преимущество – это триязычие, в школе работает и казахское отделение, и русское, и носители английского языка в отделениях Лингво и Кембридж. Важно, что дети просто не могут поговорить с иностранными учителями на казахском и русском языках, так как те ими попросту не владеют, это третье преимущество. Четвертое заключается в выборе между физматом, лингвистическим направлением и отделением Кембриджа. Здесь также есть выбор в плане цены и отдельные услуги, которые осуществляются через профориентационные компании.

- На рынке очень много частных и государственных школ, которые предлагают зарубежные методики и программы обучения. В каком направлении лучше развивать сферу образования?

- Частных школ, работающих по кембриджской программе и по программе международного бакалавриата, на рынке действительно много. В основном эти программы – мировые чемпионы, также есть high tech и STEM-ориентированные программы. Но лично я считаю: неважно, какая программа, ведь даже международный бакалавриат может не раскрыть ребенка. Можно взять обычные государственные общеобязательные стандарты образования и дать определенные элективы, и при этом раскрыть ребенка на все 100 процентов.

- На какие параметры необходимо смотреть родителям при выборе школы для своего ребенка?

- Параметров для родителей много, начиная от безопасности, уровня культуры, наличия научных проектов, олимпиадного движения и до качественного состава преподавателей и текучки кадров. Но я бы обратил внимание на фактор поступления учащихся в университеты: это основной результат процесса, над которым мы работаем.

- Почему и для чего нужно развивать олимпиады в школе?

- Олимпиадное движение, наряду с научными проектами, необходимо развивать для того, чтобы раскрывать потенциал ребенка. Если брать, к примеру, персонализированное обучение, то суть его в том, чтобы раскрыть сильные стороны ребенка в определенном предмете. Это учитывается при поступлении в топовые вузы мира, и такая тенденция широко поддерживается в TAMOS. Ученики-олимпиадники получают определенные привилегии и скидки, школа всегда готова их поддержать.

- Как вы думаете, почему наше общество столкнулось с трансформацией системы школьного образования и что необходимо предпринять для ее усовершенствования?

- Знаете, изменения в сфере школьного образования, к сожалению, происходят не только в Казахстане, а повсеместно – нет такой страны, где образование не менялось в последние 10-15 лет. Почему это происходит? На самом деле образование – это одновременно и причина, и следствие этого процесса.

Это причина создания рабочих кадров и в то же время следствие экономики. Если нет хороших инвестиций, а хорошие инвестиции, как известно, приходят из экономики, то и образование страдает. Поэтому тенденция частых изменений заметна во многих странах, и связана она с глобализацией экономики.

Чтобы усовершенствовать систему школьного образования, нужно сделать ее менее громоздкой. Огромные государственные стандарты, наверное, будут с трудом приспосабливаться к резким и быстрым изменениям. Но оптимизировать ту или иную систему, сделать ее более гибкой в свете глобальных изменений необходимо, а главную необходимость я вижу в более персонализированном обучении.

Сейчас хорошую тенденцию показывает онлайн-образование и сертификация, а также краткосрочные курсы в различных специальностях. Больше не нужно учиться четыре года на бакалавра, затем еще два года на мастера, еще пять лет на PhD. К примеру, рынок IT сейчас очень гибкий и быстрый, и чтобы стать на нем отличным специалистом, даже необязательно оканчивать университет. За IT следуют дизайн, технологии, STEM. Но в то же время с такой сферой, как медицина или педагогика, нужно быть осторожнее: здесь нельзя подготовить специалиста за три месяца онлайн-курсов, это может привести к пагубным последствиям. Поэтому определенные сферы останутся такими же долгосрочными.

Рекламный материал
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.68   522.66   4.79 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети