В новом Казахстане должна быть новая школа. Школа, где не учат тому, что забудется, а учат тому, что реально пригодится в жизни. Школа, где учителя не скованы жесткими рамками, а имеют творческую свободу, отчего их уроки всегда пользуются успехом у детей. Школу, где ребенок может чувствовать себя в безопасности, как в физическом смысле, так и в психологическом. Школу, где не притягивают успеваемость ученика за уши, а где выявляют самые сильные его стороны и раскрывают их так, что порой сами родители удивляются: неужели это действительно их ребенок. Мы расскажем вам о совершенно новом подходе в образовании и воспитании, место это называется - Tamos Space School, и находится оно в столице Казахстана.
В новом Казахстане должна быть новая школа. Школа, где не учат тому, что забудется, а учат тому, что реально пригодится в жизни. Школа, где учителя не скованы жесткими рамками, а имеют творческую свободу, отчего их уроки всегда пользуются успехом у детей. Школу, где ребенок может чувствовать себя в безопасности, как в физическом смысле, так и в психологическом. Школу, где не притягивают успеваемость ученика за уши, а где выявляют самые сильные его стороны и раскрывают их так, что порой сами родители удивляются: неужели это действительно их ребенок. Мы расскажем вам о совершенно новом подходе в образовании и воспитании, место это называется - Tamos Space School, и находится оно в столице Казахстана.
Space School - то есть космическая школа. Почему космическая? Во-первых, потому что расположена она рядом с Национальным космическим центром, а во-вторых, потому что после знакомства с ней других слов и не подберешь. Вот и учитель младших классов мисс Умиткуль (именно так принято обращаться к педагогам в этой школе) признается, что, начав работать здесь, она словно оказалась на другой планете.
"У меня за плечами 30-летний стаж работы в классической школе, и, придя в Tamos, я была настолько удивлена тем, как здесь все устроено, что по-новому взглянула на начальное образование. Эта школа основана на финской модели. Когда я погрузилась в эту модель, мои взгляды поменялись кардинальным образом. Вот у меня сейчас первый класс, и вы знаете, с ними я сама чувствую себя первоклассником, я будто бы учусь вместе с ними, открываю этот мир заново. Это настолько ново и увлекательно, что я испытываю счастье от работы и занимаюсь учительской деятельностью с большим удовольствием", - говорит Умиткуль.
У нее светятся от счастья глаза, и она увлеченно рассказывает о своих учениках. Один из них, узнав на уроке о свойствах магнита, произвел дома фурор: у родителя упала металлическая вещь в раковину, так сын, вспомнив про магнит, тут же извлек утерянный предмет, чем очень удивил маму и папу.
Это пример того, как на практике реализуется один из принципов космической школы - не делать из ребенка ходячую энциклопедию с кучей ненужных знаний, а сместить акцент на то, что действительно пригодится в жизни.
Судя по тому, как меняется мир, в жизни выпускнику казахстанской школы пригодится знание языков - с этим в школе Tamos нет никаких проблем, учителя здесь легко жонглируют казахским, русским и английским.
В современном мире выпускнику понадобится умение работать в команде, умение ставить цель и достигать ее, умение донести до других людей свои идеи, умение быть собой и принимать себя таким, какой ты есть, и, что немаловажно, умение не зацикливаться на своих ошибках, а уверенно пробовать до тех пор, пока не получишь нужный результат. Этим всем навыкам без лишнего давления как раз и учат в школе Tamos.
"Здесь задача учителя - сотрудничать с ребенком, учитель должен видеть в нем личность, наша цель - сделать так, чтобы он с радостью ходил в школу. У нас нет зубрежки, здесь нет необходимости загрузить ребенка огромным количеством материала, здесь процесс познания происходит играючи. Тогда ребенок сам будет заинтересован узнать больше. В этом и заключается финский подход, что та информация, которую ребенок добыл самостоятельно своей любознательностью, закрепляется в сто раз лучше.
С первого класса мы учим детей быть собой, у нас прямо так и написано в классе: "Мы такие, какие мы есть, и это здорово". То есть я уже сейчас учу их не сравнивать себя со своими одноклассниками, кто лучше, а кто хуже, я им говорю: сравнивайте себя только с самим собой, если, например, вы где-то допустили ошибку, то должны проанализировать, поставить для себя планку и стремиться к ней. И, что удивительно, год учебный еще не закончился, а мы уже видим большие результаты у детей, как они стали увереннее, находчивее", - говорит Умиткуль.
В школе Tamos нет общего звонка для всех, каждый учитель сам устанавливает для себя продолжительность урока. При этом особенность финской модели в том, чтобы не подавлять физическую активность детей, давать им возможность от души побегать - для этого здесь есть просторный холл.
Да что там холл, прямо внутри школы установлена горка, на которой может прокатиться любой желающий.
Чтобы урок не вызывал сонливость, ученики часто гуляют на улице, при желании педагог может провести свои занятия на свежем воздухе. И вообще Tamos - это своего рода образовательный конструктор, который дети и учитель собирают так, чтобы он был максимально интересным, познавательным и комфортным для всех.
Может показаться, что здесь царит атмосфера абсолютной вседозволенности. Но дисциплина в школе Tamos все же присутствует, более того, педагоги говорят, что весь учебный процесс выстроен именно вокруг дисциплины.
"Секрет в том, что мы не называем это дисциплинарной политикой, мы говорим, путь лидерства, то есть каждый ребенок ответственен за свое обучение. Мы не ставим во главу угла наказание, мы делаем ставку на идеальную модель, то, за что мы ценим ребенка.
За демонстрацию хороших навыков абсолютно каждому ученику мы даем звездочки, например, за то, что ребенок помогает учителю включить электронную доску, или за то, что ребенок никогда не опаздывает, помогает убирать в классе, расставлять стулья, делает какие-то дополнительные проекты. За все это он получает звездочки, в течение семестра их накапливает, и потом он их может конвертировать в приз, например, ему дается возможность неформально встретиться с директором, у нас это называется "пицца с директором", он может получать благодарственные письма, грамоты, подарки от школы. То есть все эти награды могут получать не только ученики, успешные в учебе, но и те, которым, может быть, учебная программа дается с трудом, но зато они успешны в общественной жизни", - рассказывает академический директор школы мисс Эльвира.
Здесь нет привычных оценок, вместо них буквы, нет привычных наименований классов, вместо них имена - Первый Ньютон или Первый Эйнштейн. Каждую пятницу здесь ученики и учителя могут одеваться в свободную одежду. А еще у школьников есть свое пространство, которое они могут обустроить так, как им нравится, и учителям туда заходить запрещается.
Видя, как учителя уважают их свободу, ученики начинают еще больше уважать педагогов.
"Помню случай, когда я как-то села завтракать вместе с учениками, они были очень удивлены и светились от счастья, вроде того, что учитель будет вместе с нами кушать, для них очень важны такие моменты", - рассуждает учитель младших классов мисс Индира.
"А еще главная наша особенность - это равенство всех предметов, то есть у нас нет основного, главного предмета - математики или английского. Мы понимаем, что не все могут быть математиками, у каждого есть своя способность, поэтому практикуем индивидуальный подход, каждый ребенок уникален в чем-то своем, каждый король в чем-то, у нас для этого, помимо основной учебной программы, есть большой спектр кружков, где дети могут себя проявить", - объясняет педагог.
И самое главное, что такой учебный процесс нравится не только детям, но и самим учителям. У них буквально горят глаза, так и говорят: мы счастливы как дети. Ну а если счастлив учитель, то нет никаких сомнений, что он постарается сделать счастливыми и своих учеников.