Режиссер культового фильма "Игла" Рашид Нугманов - новый гость проекта ER-BATYR. Он откровенно рассказал о проблемах в распределении средств на поддержку кино, о том, способен ли отечественный кинематограф повторить успех Кореи и что для этого нужно, какие чувства он открыл в себе, впервые став отцом, какая черта характера больше всего важна для мужчины, а также о том, от чего необходимо избавляться в Новом Казахстане.
Режиссер культового фильма "Игла" Рашид Нугманов - новый гость проекта ER-BATYR. Он откровенно рассказал о проблемах в распределении средств на поддержку кино, о том, способен ли отечественный кинематограф повторить успех Кореи и что для этого нужно, какие чувства он открыл в себе, впервые став отцом, какая черта характера больше всего важна для мужчины, а также о том, от чего необходимо избавляться в Новом Казахстане.
Cмотрите новый выпуск на YouTube-канале ER-BATYR. Партнер проекта - мобильный оператор Tele2.
Режиссер рассказал о том, как сейчас развивается отечественный кинематограф и с какими проблемами сталкивается:
"С одной стороны, мы видим очень хорошее фестивальное кино, те же фильмы Адильхана Ержанова, Аскара Узабаева. А с другой стороны - коммерческие фильмы, в основном комедии, которые сняты, как многие их обвиняют, кавээнщиками, а не кинематографистами. Но они собирают зрителей, которые хотят их смотреть, смеяться, узнавать свои культурные коды. Это, конечно, совсем другое кино, которое никогда не получит каких-то призов на престижных фестивалях и не выйдет за пределы Казахстана.
Также мы видим, что государственное финансирование, к сожалению, частенько получают фильмы, которые не проходят конкурс. Как это обычно бывает, кто-то за кого-то поговорил. Важно получить государственные деньги и их освоить, а потом хоть трава не расти. Если в Советском Союзе были художественные советы, которые преследовали больше идеологические задачи, спускаемые сверху, но при этом пытались помочь талантливым кинематографистам, то после получения независимости очень сильно начало распространяться кумовство. Этот наш агашизм привел к тому, что тем, кто пошустрее и хочет получить постановку, но не обладает при этом достаточным талантом, им проще пойти и с кем-нибудь договориться. И так мы обнаруживаем, что фильмы, которые не прошли конкурс, появляются, а более достойные уходят. Еще один очень важный момент - это полная безответственность компаний, которые получают государственные деньги. Их ответственность заключается в том, чтобы вовремя сдать отчеты с правильно проставленными запятыми и кавычками. Закончен ли фильм, не имеет значения: ты сдал, и все, спасибо, до свидания, ты освоил бюджетные средства. Мы хотим поломать эту систему, ведь каждый выделенный доллар или тенге должны идти на производство".
Рашид уверен, что Казахстан может повторить успех корейского кинематографа, если для этого создать подходящие условия.
"Мне хочется, чтобы наши кинематографисты, среди которых много молодых и талантливых ребят, работали в нормальной киноиндустрии. Вот, к примеру, в Корее снимают кино на корейском языке, с корейскими актерами, и оно популярно во всем мире. Это культурный код, который воспринимается другими. Посмотрите на тот же сериал "Игра в кальмара": удивительно и парадоксально, что сериал, в котором нет ни слова на английском языке, становится самым популярным в истории Америки. А мы просто тупее, что ли? Не можем сделать это же, да конечно можем. Нужно создать другую среду, которая бы поддерживала творческую дерзость, смелость, свободу. Нужно пытаться выходить за рамки кинотеатров Казахстана, и это возможно, нет ничего невозможного".
Гость проекта также рассказал о том, какие чувства он испытал и открыл в себе, впервые став отцом.
"Когда родился мой сын, я понял, что такое отцовство и как оно способно изменить твою жизнь. Я довольно поздно стал отцом и вдруг понял, какая это огромная жизнь и она открыта только тебе и твоему близкому кругу, скрыта от посторонних взглядов. Насколько много новой любви, нежности, ответственности. Я, шалопай, бродяга и ветреный, который и думать об этом не думал, менял отношения как перчатки, вдруг совершенно изменился. Это очень сильное переживание и чувство, которое делает тебя более хорошим человеком. По крайней мере, с точки зрения ответственности и способности безоглядно любить.
Наверное, я очень много позволяю своим детям, но ведь жизнь их тоже учит. Есть родители, которые все придумывают за своих детей, говорят им, что правильно и что нужно делать, и даже когда они вырастают, продолжают их опекать. А мне интереснее, поддерживая своих детей, увидеть, какими они по жизни растут сами, в столкновении с этой жизнью. И мне, в принципе, нравится результат".
По мнению режиссера, главная черта, определяющая настоящего мужчину, - это способность отстаивать свои принципы.
"Важная черта мужчины - это отстаивать свои принципы. Не проявлять малодушие. Да, любой из нас боится чего-то, страх - это естественное чувство, которое дано нам от природы, чтобы сохранить свою жизнь. Человек, который ничего не боится, - это идиот. Но вопрос в другом: а что ты делаешь с этим? Это решает все. Отсутствие лжи, угодливости, подлости, на мой взгляд, делает настоящего мужчину. На него можно положиться, это человек, который не подведет тебя ни в какой ситуации, даже в невыгодной для него".
Также Рашид рассказал, от чего, на его взгляд, необходимо избавиться в Новом Казахстане.
"Новый Казахстан для меня - это в первую очередь не старый Казахстан. А что такое старый Казахстан? Это авторитаризм, олигархия, воровство, колоссальная коррупция, пронизывающая все, отсутствие свобод и бесконечное вранье. Новый Казахстан должен от всего этого избавиться. Я глубоко убежден, что Казахстан - это страна свободных людей. И, на мой взгляд, мы должны больше внимания обращать на идею свободы, которая влечет за собой и ответственность. Мы должны встать на сторону свободного мира. Мы увидели, что авторитарные методы руководства в Казахстане пагубны, они ведут к развращению нации и нравственному падению, внедряют в человека принятие воровства, главное, не попасться, неуважение прав и интеллекта других личностей. Что приводит к большим перекосам в справедливости, распределении национальных благ, отношении к разным слоям населения, то, что позволено одним, не позволено другим. Вот это вот все, как мне кажется, должно быть уничтожено".