Рождение балета "Зов степи" все ждали с большим волнением и нетерпением. Мировая премьера прошла на сцене "Астана Опера" 15 и 16 декабря и ознаменовала собой важное культурное событие, став новой вехой в развитии казахстанского балета.
Рождение балета "Зов степи" все ждали с большим волнением и нетерпением. Мировая премьера прошла на сцене "Астана Опера" 15 и 16 декабря и ознаменовала собой важное культурное событие, став новой вехой в развитии казахстанского балета.
Если бы можно было подобрать ровно три слова для того, чтобы описать этот балет, то смело можно сказать, что он зрелищный, масштабный и завораживающий. В преддверии премьеры театр амбициозно заявлял, что "Зов степи" станет визитной карточкой "Астана Опера", и это не пустые слова. Балет не просто рассказывает об истории и традициях казахского народа, он говорит об общечеловеческих ценностях, дает возможность задуматься над смыслом жизни, мотивирует к реализации мечты, что делает его понятным в любой точке земного шара, а также абсолютно уникальным благодаря оригинальной музыке и национальному колориту.
Автор либретто - Бахыт Каирбеков - гармонично переносит действие спектакля от исторических событий к современным. Через призму судеб героев публика может видеть прошлое, настоящее и будущее Казахстана. Великая степь живет по своим обычаям, здесь почитают и уважают предков, а они в свою очередь дают силы молодому поколению идти вперед. В преддверии празднования Дня независимости сюжет балета воспринимался еще и с долей патриотичности, особенно во втором акте. Растущий на глазах публики город – степной великан – с потрясающей архитектурой, своей душой впечатлил всех сидящих в зале.
Весьма интересной в этом балете была хореография. Удивительно, как балетмейстеру-постановщику Патрику де Бана удалось найти тонкую грань и через современный язык танца с элементами традиционных национальных движений раскрыть душу казахского народа. От этого спектакль выглядел актуальным и одновременно красивым. В танцевальные композиции вошли дуэтные эпизоды Сына/Мастера и Музы, Отца и Матери, а также сольные вариации героинь и чувственные адажио.
Большая нагрузка легла в этом спектакле на кордебалет: геометрия балетного рисунка была создана им четко и выверено, представить, какой титанический труд стоял за этой безупречной синхронностью, весьма сложно.
На протяжении всего спектакля исполнители партии Сына/Мастера – Галымжан Нурмухамет и Далер Запаров – постепенно раскрывали свой образ. Артисты смогли передать непоколебимый характер своего героя. Далер Запаров обладает большой музыкальностью, по всему было видно, что он умеет слышать и интерпретировать музыку. Прима театра Айгерим Бекетаева создала образ Музы идеально, ее длинные поющие руки, прекрасно сложенное тело позволили ей сделать партию проникновенной и трогательной. Муза Анастасии Заклинской получилась очаровательной, солистке удалось представить свою героиню талантливо и органично.
Современное балетное искусство живет во многом благодаря мощному импульсу талантливых хореографов, либреттистов, художников, дирижеров и артистов. В случае с премьерным спектаклем "Зов степи" можно сказать, что все звезды здесь сошлись. Известно, что в художественной культуре и искусстве не осталось области, куда бы ни проникла практика переработки, ведь существует дефицит оригинального творчества, однако этот балет по праву может считаться эксклюзивным продуктом. Это касается и музыки, и хореографии, и сценического оформления.
Музыкальная основа балета весьма оригинальная. Композитор-аранжировщик Карлос Пино-Кинтана создал компиляцию звуковой картины, выстроенную из музыки собственного сочинения, а также музыки казахстанских авторов.
В плане художественного оформления спектакля была сохранена эстетика минимализма с целью сделать главным действующим лицом сам балет. Художник по декорациям Рикардо Санчез Куэрда уловил национальный стиль, вдохновился просторами казахской степи и оформил убранство сцены в первом акте реалистично с заснеженными картинами природы, мавзолея, во втором акте сцена выглядела относительно футуристично. Растущий из поднебесья новый степной город, безусловно, стал интересной находкой сценографа. Его коллега - художник по костюмам Стефани Бауэрле – создала ассоциативные костюмы для героев-животных и шамана, оригинальные наряды для девушек, изображавших чистый лист бумаги в сцене рождения эскизов для города. В необычном ключе были решены ею и национальные костюмы.
Очевидно, что в театре "Астана Опера" состоялся настоящий праздник высокого искусства. Понятно, что во многом такие события в период Независимости происходят благодаря вниманию, которое уделяет искусству наше государство, Министерство культуры и спорта РК.