Блоги
23 декабря 2014 | 12:18

10 фильмов, которые стоило посмотреть в 2014 году

Олег Борецкий Кинокритик

В конце года, когда принято подводить итоги, как правило, называются лучшие фильмы, комедии, мелодрамы, сериалы. И главное затруднение здесь: как соединить субъективные пристрастия (понравилось / не понравилось) с объективными качествами жанра, сценария, актерской игры, музыки и режиссерского замысла. О многих картинах, за зрелищность которых зритель проголосовал своим походом в кино, я уже писал в течение года в своих рецензиях, не умаляя права каждого выбирать свой лучший фильм. Для кого-то это "Интерстеллар", для кого-то "Исчезнувшая", "Судья", "Безумная свадьба" или "Келинка Сабина".

В конце года, когда принято подводить итоги, как правило, называются лучшие фильмы, комедии, мелодрамы, сериалы. И главное затруднение здесь: как соединить субъективные пристрастия (понравилось / не понравилось) с объективными качествами жанра, сценария, актерской игры, музыки и режиссерского замысла. О многих картинах, за зрелищность которых зритель проголосовал своим походом в кино, я уже писал в течение года в своих рецензиях, не умаляя права каждого выбирать свой лучший фильм. Для кого-то это "Интерстеллар", для кого-то "Исчезнувшая", "Судья", "Безумная свадьба" или "Келинка Сабина".

Не пытаясь выбрать "лучшие среди равных", поставлю задачу поскромнее: какие фильмы уходящего года стоило посмотреть и стоит посмотреть, если вы их еще не видели. При этом, отложив на отдельный обзор комедии, блокбастеры и фэнтези, обратимся к картинам серьезным и драматическим. 

"Филомена" (Великобритания). Фильм признанного мастера британского кино Стивена Фрирза стоило посмотреть ради драматической материнской истории, сыгранной, как всегда безупречно, замечательной актрисой Джуди Денч. Музыкальная интонация фильма, написанная Александром Деспла, в "Филомене" выше всех похвал.

"Август" (США). Чеховские страсти по-американски. Психодрама на вечную тему "скелетов в шкафу", обид, комплексов и прощения. Виртуозный бенефис двух актрис: Мэрил Стрип и Джулии Робертс, заслуженно претендовавших на премию "Оскар".

"Небраска" (США). Черно-белое роуд-муви Александра Пейна с одной из самых важных задач кино: показать человеческое преображение человека. Непростой и долгий путь к взаимопониманию отца и сына. Почти документальные нравы "одноэтажной Америки".

"Одержимость" (США). Экспрессивная, яростная и шаманическая картина Дамьена Шазеля о самоопреодолении на грани нервного срыва. Барабанная сюита о мягком отце и жестоком учителе, который ломает тебя и превращает в сильную личность.

"Она" (США). Урбанистическая элегия о виртуальном романе Хоакина Феникса с операционной системой с голосом Скарлетт Йоханссон. Антиутопия, в которой нас предупреждают о сладостной самодостаточности и беспомощности мужского начала (или уже конца).

"Враг" (Канада). Головоломка от лучшего канадского режиссера Дени Вильнева, стилизованная под Линча и Кроненберга с самым обескураживающим финалом за последние десять лет и мучительным вопросом: что это было? Шизофренический бенефис Джейка Джилленхола.

"Голгофа" (Ирландия). Панорама нравов человеческих на фоне ошеломительных красот Ирландии с Бренданом Глисаном в роли священника. Притча о редкостном на сегодняшний день житейском гуманизме и о том, что можно ненавидеть и даже убить кого-то только за то, что он хороший человек.

"Роль" (Россия). Еще один актерский бенефис харизматичного и брутального Максима Суханова. Черно-белая картина ретро-мастера Константина Лопушанского в жанре перемены участи. История о том, насколько это соблазнительно и страшно - прожить жизнь другого человека.

"Мандарины" (Грузия-Эстония). История грузинского режиссера Зазы Урушадзе о "человеческом в человеке" и о том, как важно в любой пограничной ситуации сохранить свое достоинство. Триумфальное возвращение в кино 66-летнего эстонского актера Лембита Ульфсака. Заслуженные награды международных фестивалей и положение в шорт-листе на премию "Оскар" от Эстонии.

"Хозяева" (Казахстан). Трагикомедия абсурда в стиле ипрессионизма Ван Гога. Веселый, смелый и честный взгляд на нашу жизнь казахстанского режиссера Адильхана Ержанова. Как сказал бы Ницше, фильм для всех и ни для кого: не каждый понял эстетический максимализм режиссера и не каждый смог этот фильм элементарно найти и посмотреть.

И в заключение, небольшое превью. В начале 2015 года стоит посмотреть ряд фильмов, которые, возможно, станут памятными событиями следующего года. Картина Андрея Звягинцева "Левиафан" (приз за сценарий на Каннском фестивале и звание "Лучшего азиатского фильма") является одним из самых ожидаемых фильмов. После лексической цензуры фильм должен появиться в феврале. Тогда же, в феврале, скорее всего выйдет в прокат третий фильм Ермека Турсунова "Кенже". Фантасмагорию Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Бердмен" с легендарным "Бэтменом" Майклом Китаном и "Игру в имитацию" с Бенедиктом Камбербэтчем в роли талантливого математика Алана Тьюринга также стоит обязательно посмотреть. Хотя бы для того, чтобы узнать, куда движется хорошее кино.