Астанинский процесс переехал в Сочи. Как это было
Из-за ковидных ограничений, введенных в Казахстане, очередной раунд переговоров по Сирии в астанинском формате пришлось провести в Сочи. По этой же причине был сокращен численный состав участвовавших делегаций. Несмотря на то что итоговое заявление стран-гарантов выглядело стандартно и особо не отличалось от сделанных ранее в Нур-Султане, по лицам переговорщиком можно было понять, что за закрытыми дверями им было о чем поговорить после более чем годичного перерыва.
Казахстанская журналистка Акмарал Баталова побывала в Сочи и специально для Tengrinews поделилась своим мнением о важных переговорах.
Резко бросилось в глаза отсутствие харизматичного Башара Джа’афари, который прекратил свои полномочия в качестве представителя Сирии в ООН и на Астанинском процессе и был назначен первым вице-министром иностранных дел. Если его каждое выступление становилось ярким примером ораторского искусства, то новый глава сирийской правительственной делегации Айман Сусан был крайне краток и сдержан, он лишь зачитал по бумажке официальное заявление и отказался отвечать на вопросы.
Сусан осудил оккупацию сирийской территории турецкими и американскими войсками, политизацию гуманитарной помощи и процесса возвращения беженцев, приравнял к военным преступлениям отключение водоснабжения и незаконную добычу нефти на оккупированной территории Сирии и выразил поддержку работе Конституционного совета.
Сирийский дипломат также подчеркнул важность процесса обмена военнопленными и телами убитых. Этот процесс, являющийся главным условием примирения в любой войне, в Сирии продвигается крайне медленно. Вооруженная оппозиция, вопреки международной конвенции о правах пленных, требует выкуп за каждого гражданского, а за солдат и офицеров сирийской армии повышает ставки в разы. Руководство страны со своей стороны не желает идти на поводу у боевиков, понимая, что уступка в этом вопросе может привести к дальнейшему развитию бизнеса по незаконному, насильственному захвату людей.
По-прежнему актуальна проблема возвращения сирийских беженцев. Пока, по данным ООН, домой уже вернулись 1,5 миллиона человек, но более 6,5 миллиона до сих пор проживают в соседних с Сирией странах и других государствах. После проведенной осенью прошлого года конференции по беженцам в Дамаске назрела необходимость обсуждать и решать эту проблему в регулярном формате. Анкара предложила провести еще одну встречу по этой теме у себя. Но сирийская правительственная делегация, с учетом существующих отношений, не поедет в Турцию. Поэтому нужна какая-то нейтральная площадка, куда бы могли приехать все.
Астанинский процесс в этом плане стал примером успешности, поскольку на нем впервые удалось начать переговоры между двумя воюющими сторонами, обмен пленными и поиск пропавших без вести, организовать поставки гуманитарной помощи. Именно переговоры в нашей столице предотвратили разделение Сирии на части между внешними и внутренними участниками конфликта и помогли сохранить территориальную целостность страны. А договор о создании четырех зон деэскалации, подписанный в мае 2017-го, способствовал снижению накала боевых действий и началу процесса национального примирения. Астанинский формат также уникален своим примером того, как плодотворно могут взаимодействовать суннитское государство - Турция и шиитская страна - Иран.
Так, во время прошедшего раунда переговоров в российском курортном городе, хотя иранцы и держались несколько обособленно и не делали никаких заявлений, однако активно участвовали в двусторонних и многосторонних встречах.
Присутствие немногочисленных, но сосредоточенных членов турецкой делегации практически не замечалось. Хотя основные переговоры между ними и российскими дипломатами и военными до и во время международных встреч в формате Астаны, конечно же, ведутся более интенсивно, чем с другими сторонами. Это сотрудничество между двумя странами с совершенно противоположными интересами, при том что Турция является страной - членом НАТО, является ярким примером ситуативного партнерства и дает некоторые позитивные плоды.
Так, к настоящему моменту турецкие военные покинули все блокпосты, установленные ранее на сирийской территории. Их заняла армия сирийского правительства. По-прежнему совершается регулярное совместное российско-турецкое патрулирование с целью сохранения режима прекращения огня. Однако нарушения его порой случаются, как и плановое уничтожение террористических группировок в Идлибе. Анкаре, по понятным ей одной причинам, все еще не удается отделить умеренную оппозицию от радикальной, как было условлено в марте прошлого года на встрече двух президентов этих стран. Или вернее, использовать умеренных боевиков для уничтожения радикалов, так же как она использует террористов в военных действиях в Ливии.
Роль умеренной сирийской вооруженной оппозиции, так называемой Свободной сирийской армии (ССА), участвовавшей в так называемой Сирийской революции, не завидна. Сначала внешние силы, воспользовавшись их религиозными чувствами, настроили их против правящих алавитских элит (члены ССА в основном сунниты) и войну с президентом Асадом. Затем дезертировавшие из правительственной армии военнослужащие за денежное содержание воевали с ИГИЛ, потом с РПК (обе организации запрещены в Казахстане). Теперь от них ожидается, что они будут уничтожать основную группировку, контролирующую Идлиб, - Хаят Тахрир аль Шам (отделение Аль Каиды в Сирии, запрещенной организации в Казахстане) и другие террористические группировки, в том числе "исламскую армию Туркестана". Однако так называемая умеренная оппозиция, хотя и декларирует на словах, что она против всех радикальных группировок, пока в бой не рвется.
Возможно, поэтому представители сирийской вооруженной оппозиции на итоговой пресс-конференции выглядели весьма мрачно. В кулуарах отеля Raddisson-Blue, где проходило мероприятие, прошел слух, что "полевые командиры, решив продемонстрировать независимость, пришли на переговоры с российской делегацией без сопровождения своих турецких кураторов, за что получили от них серьезный нагоняй".
После него глава оппозиционной сирийскому правительству делегации Ахмед Тома и пресс-спикер Айман аль-Асми разразились слаженной речью перед журналистами. Они пожаловались на террористические акты, устраиваемые на контролируемой ими территории, обвинив в них Иран и Хезболу. Традиционно прозвучал призыв к международному сообществу прекратить поддержку Башара аль Асада как главы жестокого антинародного режима. Всю вину за усугубляющийся экономический и гуманитарный кризис оппозиция возложила на правительство в Дамаске.
Словно парируя эти обвинения, глава российской делегации Александр Лаврентьев в своей речи, завершающей пресс-конференцию, обвинил в страданиях сирийского народа страны Запада и США. Главной причиной того, что ситуация в Сирии сейчас является даже более тяжелой, чем в период активных боевых действий, по убеждению российского дипломата, стали незаконные ограничительные меры, и в особенности так называемый "акт Цезаря".
Этот закон, принятый летом прошлого года Конгрессом США, предусматривает введение санкций не только против сирийского правительства и банковской системы страны, но и против любых государственных и частных иностранных компаний, желающих участвовать в восстановлении Сирии.
Обострение напряженности в соседнем Ираке, взрыв в порту Бейрута и дестабилизация экономической и политической ситуации в Ливане привели к резкому ограничению поставок продовольствия в Сирию. Как говорят местные, американские военнослужащие совместно с курдскими группировками, запуская ракеты, поджигали пшеничные поля. На северо-восточной территории страны, занимаемой силами США и контролируемыми ими курдскими сепаратистами, находится не только хлебная житница Сирии, но и основные нефтяные месторождения. Курды, отличившиеся в борьбе с ИГИЛ, в итоге сами, отбив у террористов источник дохода в виде незаконной добычи нефти, зарабатывают на ее контрабандной продаже Турции.
В итоге граждане Сирии страдают от нехватки хлеба, усиливающегося голода и топливного кризиса. Страну не обошла стороной и шествующая по планете пандемия. Россия и Иран, различные международные организации и благотворительные фонды оказывают посильную помощь, но ее недостаточно. Как отмечают постоянные представители Сирии и России в ООН, ООН под давлением США упорно отказывается сотрудничать с Дамаском, передавая гуманитарные грузы только через турецкую границу в зоны, подконтрольные вооруженной оппозиции.
Противоречия между сирийским правительством и основной международной организацией возникают и по работе Конституционного комитета, идея создания которого возникла именно в ходе Астанинского процесса. У поддерживаемой Западом оппозиции и сирийских властей взгляды на конституцию страны несколько расходятся. По мнению официального Дамаска, в первую очередь необходимо обсудить и утвердить основные национальные принципы такие, как суверенитет, территориальная целостность и характер государственного устройства. Оппоненты же настаивают на ослаблении и ограничении президентской власти и федерализации сирийского государства. Существуют и другие камни преткновения, сдвинуть которые понадобится немало усилий и времени.
При этом спецпосланник генсека ООН по Сирии Гейр Педерсон на переговорах в Сочи выглядел лучезарно и собирался сразу улететь в Москву на встречу с министром Сергеем Лавровым, а оттуда в Дамаск для последующих консультаций.
Конечно, многое на сирийском треке зависит от политики новой администрации Белого дома. Участники астанинского формата особых иллюзий не питают, но какая-то надежда на здравомыслие и адекватность американских партнеров в целом присутствует. Так, министр обороны РФ Сергей Шойгу в интервью с автором данной статьи подтвердил, что российские и американские военные активно взаимодействуют на сирийском поле. Однако, как сообщил Александр Лаврентьев, несмотря на то что приглашение принять участие в переговорах в Сочи было направлено американской стороне, как, впрочем, это делается перед каждым раундом, США его снова не приняли.
Зато в красивый город на берегу Черного моря прилетели представители ООН, ЕС, Ирака, Ливана, Иордании и международного Красного Креста. В качестве наблюдателя был приглашен и посол по особым поручениям МИД Казахстана Талгат Калиев. Проведение следующего раунда переговоров в астанинском формате запланировано в Нур-Султане до середины этого года. Возможно, он пройдет до или после предстоящих президентских выборов в Сирии.
Не только присутствие казахстанского дипломата напоминало о традиционном месте проведения Астанинского процесса. Именно во время сирийских переговоров в Сочи непрерывно шел сильный снегопад, какого не бывало здесь последние 30 лет. Но, несмотря на непогоду и пандемию, огромное количество любителей горнолыжного спорта съехались на курорт "Роза Хутор" со всей России. 28 олимпийских трасс разного уровня сложности, отели, фуникулеры и рестораны были заполнены до отказа. Однако давки и столкновений не возникало, поскольку здесь работают волонтеры, регулируя потоки спортсменов и туристов. На вопрос, что мотивирует их заниматься неоплачиваемой работой, один из молодых людей объяснил, что за определенное количество часов своего труда страстные любители горнолыжного спорта могут бесплатно погонять по трассам.
В Сирии тоже выпал снег. Жители этой прекрасной страны, несмотря на все беды, обрушившиеся на их головы, шутят, что противостояние мировых держав, видимо, будет длиться до последнего сирийца. Однако они стойко держатся, не теряют веру и надежду и устраивают снежные флешмобы. И присылают мне такие фото.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!