Блоги
22 сентября 2024 | 08:30

Авто великих казахстанцев: на чем ездил Каныш Сатпаев

Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto
Иллюстрация TengriAuto / QAZ-Auto

Никогда не думал, что с поиском интересующего материала для статьи об автомобилях такой значимой для истории Казахстана личности, как Каныш Сатпаев, могут быть сложности… Ведь это - человек-легенда, и во многочисленных воспоминаниях о нем, наверняка, должно быть то, что меня интересует. На деле же все оказалось несколько иначе - на поиски необходимой информации и фотографий пришлось потратить немало времени. Но, забегая вперед, скажу - оно того стоило.

Никогда не думал, что с поиском интересующего материала для статьи об автомобилях такой значимой для истории Казахстана личности, как Каныш Сатпаев, могут быть сложности… Ведь это - человек-легенда, и во многочисленных воспоминаниях о нем, наверняка, должно быть то, что меня интересует. На деле же все оказалось несколько иначе - на поиски необходимой информации и фотографий пришлось потратить немало времени. Но, забегая вперед, скажу - оно того стоило.

Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл материалов про автомобили известных личностей.

ГАЗ-АА "Полуторка"

"Один автомобиль на все случаи"

Открытия и прогресс, в определенном смысле, синонимы. Но для того, чтобы свершилось что-то одно, следует прибегать к помощи чего-то уже свершившегося. ХХ век в этом плане хороший пример, ведь всеобщая индустриализация складывалась из крупиц открытий и прорывов. Можно привести огромное количество примеров, подтверждающих это утверждение, но в своем материале я решил затронуть связь двух, на первый взгляд, совершенно разных направлений, что в итоге дало важнейший результат.

Результат, который трудно переоценить даже спустя столетие. Речь о геологоразведке и автомобилях, а если быть более точным - о великом геологе и автомобилях, помогающих ему в открытиях.

1927-1939 годы были очень тяжелыми, но и продуктивными для Сатпаева. В этот период Каныш Имантаевич находит огромный пласт руды с богатым содержанием меди, затем еще три месторождения. Добивается расширения геологических работ и доказывает верховному руководству СССР, что Жезказган представляет собой одну из богатейших провинций меди в мире, более крупную, чем большинство провинций Америки.

До середины 30-х годов Сатпаеву в его нелегком труде помогают автомобили марки Форд, к которым я, в своем повествовании, вернусь немного позднее. А вот за ними пришли те самые машины, на долю которых выпали самые тяжелые и изнурительные испытания.

Сегодня в это трудно поверить, но будущий основатель Академии наук большую часть пути, проделанном им за всю жизнь, провел в кабине грузовика, которая, среди основного назначения, служила для него и рабочим кабинетом, и спальным местом. А грузовиком этим был ГАЗ-АА, больше известный в народе как "полуторка".

Первая партия этих автомобилей, состоящая из нескольких единиц, поступила к геологам Казахстана сразу после освоения данной модели на мощностях Горьковского автозавода. Одна из "полуторок" сразу же ушла в распоряжение Сатпаева. Именно ее можно увидеть на множестве фотодокументах того периода, освещающих деятельность геологических экспедиций Каныша Имантаевича. В каждый выезд грузовое отделения авто набивалось всем необходимым в длительной экспедиции, а поверх всего усаживались остальные участники исследовательской группы. В изнурительную жару или в сильнейшие морозы таким вот образом преодолевались многотысячные расстояния.

Глядя на технику современных геологов, которая отвечает всем требованиям безопасности, а также умещающая в себе все необходимое для комфортного пребывания в ней, трудно уложить в голове, что сто лет назад здоровье геологов мало кого беспокоило. Причем подобное безразличие было повсеместно - судя по сохранившимся фотографиям, обычными грузовиками снабжались не только советские, но и экспедиции американских, французских, канадских геологов. А ведь задачи перед ними тогда ставились не менее важные!

Помня все это, одним из первых указаний Сатпаева на высшей руководящей должности стало дооборудование грузовых платформ всех имеющихся в наличии грузовиков ГАЗ-АА цельнометаллическими надстройками и обогревающими печами внутри. Об этом до сих пор вспоминают ветераны-геологи, которые когда-то сами слышали эту историю от своих старших коллег.

"… Такое решение мог принять только человек, который на себе испытал все то, что выпадало на долю геологов-первопроходцев…" - резюмируют они.

ГАЗ-69 А

"Борьба с бездорожьем"

Что делать с малотоннажным грузовиком, когда тот увяз в непролазной грязи или рыхлом снегу вдали от населенных пунктов и за сотни километров нет никакой техники? Конечно же, выталкивать вручную. К потерянному времени в таких ситуациях можно смело добавить сильнейшую измотанность тех, на чьи плечи ложится подобная задача. Решением данной проблемы для геологов могло стать только пополнение парка автомобилей, способных самостоятельно справляться со всеми трудностями дорог и направлений, по которым прокладывались маршруты. Однако с наличием техники, имеющей высокую проходимость в СССР до 50-х годов, было очень сложно. Да, в производстве были полноприводная модель ГАЗа и грузовик ЗИС на гусеничном ходу, но их выпуск был настолько мал, что рассчитывать на возможность заполучить хотя бы пару экземпляров оказалось невыполнимой задачей.

После окончания войны ситуация немного изменилась - некоторое количество прибывших по программе ленд-лиз внедорожников Willys МВ, а также немного первых советских серийных внедорожников ГАЗ-67 попали в геологоразведку. Это были хорошие и неприхотливые автомобили, но на ситуацию они не повлияли. Необходимые в экспедиции 4-5 человек (включая водителя) и весь необходимый инвентарь просто не умещались в этих компактных полноприводных авто. И последнее, совсем неудивительно - оба внедорожника проектировались как штабные автомобили для нужд армии.

Первым же полноценным автомобилем для нужд геологов стал советский внедорожник ГАЗ-69А, выпуск которого был налажен в 1952 году. Полноприводная трансмиссия с подключаемым передним мостом, коробка с пониженной передачей, внушительный дорожный просвет, пятиместный кузов с полноценным багажным отделением, складная брезентовая крыша и штатный отопитель салона - то, чего так долго не хватало.

Сатпаев добился того, чтобы геологи Казахстана одними из первых в Республике получили эти автомобили. С каждым годом автопарк внедорожников ГАЗ-69А рос, вытесняя тем самым устаревшие и неподходящие автомобили, вроде "полуторок" и американских "Виллисов". За десятилетие с небольшим геологи к "шестьдесят девятым" настолько прикипели, что на поступившие к ним в 1972-73 годах первые УАЗы модели 469 смотрели поначалу с небольшой опаской. Ну как может быть что-то лучше старого проверенного "газика"?!

ГАЗ-М12 "ЗИМ"

"Большому человеку - большой автомобиль"

На посту президента Академии наук Канышу Имантаевичу полагался служебный автомобиль. Сначала этим автомобилем была "Победа" (ГАЗ-М20), производство которой было начато в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород), как раз в год основания Академии в 1946-м. Но спустя четыре года ей на смену пришел более подходящий для столь ответственного государственного лица транспорт. Речь, конечно же, идет о партийном лимузине ЗИМ (ГАЗ-М12). Любопытно в этой истории то, что и здесь имели место сдержанность и скромность Сатпаева. Он не пожелал, чтобы его новый служебный транспорт был престижного номенклатурно-черного цвета. Неприметный серый, на его взгляд, лучше подходил транспорту человека науки.

 Серый ЗИМ, по сути, явление достаточно редкое - на таких ездили единицы, в отличие от черных и белых (белого цвета поступали в медицинские учреждения, в которых до появления универсалов ГАЗ-22 ЗИМы служили каретами скорой помощи, так как обладали завидным внутренним пространством). Хотя, справедливости ради, следует сказать, что для модели ГАЗ-М12 существовали лакокрасочные эмали и иных цветов. К примеру, были бордовый и синий. И если бордовый лимузин вживую мне видеть не доводилось, то синий - да. ЗИМ такого цвета принадлежал актеру Талгату Нигматулину, который в неплохой сохранности дожил до наших дней.

А раз уж затронул тему знаменитых людей, в жизни которых так или иначе присутствовал ЗИМ, нужно рассказать и это... В 1952-м в Академии наук на должность президента был избран будущий глава Республики Динмухамед Кунаев. Те два года, что Кунаев находился в этой должности, он передвигался на автомобиле своего предшественника. Серый лимузин остался в Академии наук и после возвращения Сатпаева. Служил он в роли персонального транспорта величайшего геолога до самой кончины Каныша Имантаевича - 1964 года. А дальше были: 21-я Волга, Волга ГАЗ-24, "Чайка" (ГАЗ-13), ГАЗ-3102 и, по неподтвержденной информации, даже ЗИЛ-114. Но все они уже были только черного цвета…

Ford-T

"Наследие англичан"

Покинув молодым специалистом стены Томского технологического института, чей фасад сегодня украшает бюст Каныша Имантаевича, Сатпаев возвращается на родину, где сразу же окунается в работу в должности начальника геологического отдела Атбасарского треста цветных металлов. И там же судьба вплотную сводит его с пока еще редкими, но в то же время уже незаменимыми техническими детищами двадцатого века - автомобилями.

Автомобиль для геологов как сегодня, так и сто лет назад являлся основным транспортным средством, которое могло доставить к нужному месту не только людей, но и все необходимое для работы. Но что это были за машины, которыми пользовались казахстанские геологи в 20-е годы прошлого столетия? Ответ покажется довольно интересным, ведь это были американские Форды. Дело в том, что месторождение меди и медеплавильный завод, входившие в состав треста, с 1904 по 1917 год принадлежали англичанам. Однако с приходом новой постреволюционной власти подданным короля Великобритании пришлось покинуть Казахстан, оставив все имущество и все наработки. Таким образом, в распоряжении советских геологов оказалось очень редкое и дорогостоящее оборудование того времени: электрогенераторы, работающие на буром угле, фотоаппараты, фрезеровочные и сверлильные станки, а также автомобили.

Прочитав вышеописанное, напрашивается еще один вопрос: почему англичане в Казахстане пользовались американскими машинами, ведь в Англии уже тогда насчитывалось более трех десятков компаний, которые выпускали свои машины? Все довольно просто: США на тот момент были единственным местом на планете, где в автосборочной индустрии применялся конвейер. Автомобилей, покидавших один только завод "Форд" - именно это предприятие является пионером в данном деле - было больше, чем всех вместе взятых английских автомобилей. К тому же они были значительно дешевле автомобилей, собираемых по старинке на стапелях.

А еще представительства компании "Форд" были открыты в разных странах. Иными словами, доставленная из Туманного Альбиона любая машина обходилась как минимум втрое дороже доставленного из России "Форда" (именно там приобретались автомобили для геологоразведки в Казахстане). Помимо этого, "Форд" уже тогда предлагал очень широкую линейку разнопрофильных автомобилей, которые строились на базе самой массовой модели завода - модели "Т". Это был очень надежный и в то же время максимально простой по своей конструкции автомобиль.

К примеру, в нем не было топливного насоса - бензобак стоял выше двигателя, и топливо самотеком поступало в мотор. Не было водяного насоса в системе охлаждения и масляного в двигателе. А все машины окрашивались исключительно в черный цвет, так как краска этого цвета высыхала быстрее других. В ассортименте "Форда Модели Т" были 2-х, 4-х или 5-местные открытые и закрытые легковые автомобили, а также фургоны и небольшие грузовички. Как раз последними пользовались геологи Атбасарского треста во главе с Канышем Имантаевичем Сатпаевым.

 Ранее мы рассказывали об автомобилях Динмухамеда Кунаева и Жамбыла Жабаева.