Блоги
24 августа 2024 | 08:31

Авто великих казахстанцев: на чем ездил Кунаев. Часть 2

Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto
Иллюстрация QAZ-Auto

В предыдущем выпуске нашего цикла был начат рассказ об автомобилях, которыми по долгу службы пользовался Динмухамед Ахмедович. И если то повествование относило нас к пятидесятым, шестидесятым и немного - к семидесятым годам прошлого столетия, то в этом речь пойдет о второй половине семидесятых и восьмидесятых – времени, в котором у главы республики были наиболее интересные с исторической точки зрения автомобили.

В предыдущем выпуске нашего цикла был начат рассказ об автомобилях, которыми по долгу службы пользовался Динмухамед Ахмедович. И если то повествование относило нас к пятидесятым, шестидесятым и немного - к семидесятым годам прошлого столетия, то в этом речь пойдет о второй половине семидесятых и восьмидесятых – времени, в котором у главы республики были наиболее интересные с исторической точки зрения автомобили.

Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл материалов про автомобили известных личностей.

ЗИЛ-114. "Подарок" Брежнева

Коллаж ©TengriAuto/QazAuto

Семидесятые годы для Казахстана - время знаковое. Республика заслуженно утвердилась как один из крупнейших промышленных регионов. И, безусловно, огромная заслуга в этом была Кунаева. Не заметить и не отметить это было невозможно. Так, на одиннадцатом году в должности главы Республики - 1971-м - Динмухамед Ахмедович становится членом высшего партийного руководящего органа Советского Союза - членом Политического бюро. Для того чтобы понять, насколько высоко ценили заслуги Кунаева, приведу один пример: в 300-миллионном СССР в состав Политбюро входили всего четырнадцать человек.

1978 год. Начало обычного рабочего дня Кунаева - выезд на работу. В момент съемки ЗИЛ-114 - еще основной автомобиль гаража ЦК.

Безусловно, новая должность Кунаева возлагала на него большую ответственность, а, следовательно, вносила свои коррективы. Новые обязанности повлияли на рабочий график, график служебных командировок и многие другие вещи. Среди прочего появились изменения в транспорте, ведь членам Политбюро полагалось ездить не на "Чайке", а на ЗИЛе. И вот на этом месте нужно немного остановиться и рассказать подробнее об автомобиле и его предназначении.

1977-78 гг. В период советской власти высокие партийные руководители предпочитали ездить на переднем пассажирском месте - рядом с водителем (даже в лимузине). Есть свидетельства, что и Кунаев тоже ездил спереди, но только в ЗИМе и "Чайке". В ЗИЛе всегда садился сзади.

Многие не знают, что на Заводе имени Лихачева (ЗИЛ), помимо грузовых автомобилей, которые пользовались большой популярностью в стране, выпускали автомобили повышенного комфорта для высшего эшелона власти. Выпускали их в специальном цехе особо малыми партиями. Каждый из таких лимузинов собирался вручную, затем проходил полный цикл испытаний и только после этого отправлялся заказчику. Учитывая специфику работы спеццеха, автомобили заказчикам отправлялись с большим интервалом. Иными словами, даже членам политбюро полагающийся ЗИЛ приходилось долго ждать.

Охотхозяйство Совета Министров Казахской ССР, 1980 год. Лимузин Д.А. Кунаева ЗИЛ-114. На фоне автомобиля запечатлен личный врач Первого секретаря.

Не стало исключением и ожидание лимузина в гараже ЦК Казахстана. По этой причине, будучи членом политбюро, Динмухамед Ахмедович продолжал пользоваться "Чайкой". Изменилась ситуация лишь в 1974 году. После выступления в Москве с докладом о перевыполнении Казахской ССР плана по сбору зерна к Кунаеву с личными поздравлениями подошел Брежнев. Доподлинно неизвестно, о чем был разговор двух видных политических фигур, но зная, что генсек являлся откровенным фанатом автомобилей, можно сделать предположение, что среди прочего им был затронут вопрос, касающийся того, на чем передвигается Кунаев. В пользу этой теории говорит следующий факт: вместе с Динмухамедом Ахмедовичем в Казахстан спецрейсом прибыл персональный ЗИЛ Брежнева модели 114.

Алма-Ата, 1982 год. Подготовка к приезду Генерального секретаря СССР Брежнева. Второй справа – водитель Динмухамеда Кунаева Корнеев Сергей.

Без малого шесть с половиной метров в длину, семь мест, семилитровый двигатель, автоматическая трансмиссия, два кондиционера - перечислять достоинства этого автомобиля нет смысла. Он был лучшим из того, что производила советская автоиндустрия в конце шестидесятых - начале семидесятых.

Серийный ЗИЛ-114. Фото с сайта 5koleso.ru

И все же возвращаясь к основной теме нашего материала, хочется рассказать историю, которая касалась бы ЗИЛ-114, служившего Динмухамеду Ахмедовичу. Да, историй таких немало, но все же есть одна наиболее любопытная с технической точки зрения.

Рабочие поездки Д. Кунаева с использованием лимузина ЗИЛ-114.

Осенью 1980 года Динмухамед Кунаев выехал в служебную командировку на Бартогайское водохранилище. По дороге, которая большей частью была грунтовой, раздался глухой стук о днище. Как выяснилось позднее, камень, вылетевший из-под колеса, угодил в аккурат в сливную пробку автоматической коробки лимузина, которая располагалась на нижней плоскости. Из-за повреждения трансмиссионная жидкость стала вытекать, но несильно. Поэтому сразу на это не обратили внимания. Однако по пути назад коробка перестала переключать передачи - автомобиль встал. Дело близилось к ночи, Кунаев пересел в сопровождающую "Волгу" и продолжил путь. Водитель Корнеев Сергей с экипажем ГАИ остался вместе с ЗИЛом. Ждать специальный трал пришлось бы очень долго, а буксировать до Алматы лимузин весом более трех тонн не представлялось возможным. К тому же так можно было окончательно "добить" коробку.

Рабочие поездки Д. Кунаева с использованием лимузина ЗИЛ-114.

Выход - отремонтировать и ехать своим ходом. Но проблема заключалась в том, что мало было заделать пробоину, нужно еще залить в трансмиссию, крайне дефицитное в те годы масло для АКП. Единственной техникой (за исключением правительственных ЗИЛов и "Чаек"), которая тогда оснащалась коробкой-автоматом, был (!) автобус ЛиАЗ-677. Такие находились в каждом автобусном парке, в том числе и села Шелек, неподалеку от которого стоял обездвиженный ЗИЛ. "Сто четырнадцатый" зацепили к УАЗу-469 и отбуксировали в автопарк Шелека. На часах было за полночь, но все же нашли сварщика, который заварил треснувшую пробку и залили "автобусное масло", которое предварительно и по согласованию с руководством автопарка слили из "коробки" одного ЛиАЗа. Сделав пару кругов вокруг парка автобусов и убедившись, что коробка стала вновь переключать передачи, водитель и гаишники тронулись в сторону Алматы. Доехали, кстати, нормально. Да и с коробкой в дальнейшем проблем не было.

"ЗИЛ-4104". Полагающийся транспорт

Сегодня каждый бывший правительственный лимузин ЗИЛ, находящийся в частных руках казахстанцев, принято считать, тем самым ЗИЛом Кунаева. И каждый раз объясняют это следующим образом: "Ну а кто еще мог на нем ездить?" Однако, если следовать этой логике, в служебном пользовании у Динмухамеда Ахмедовича было от пяти до семи правительственных лимузинов ЗИЛ. А, это уже не соответствует действительности.

Редчайший снимок, на котором запечатлены Динмухамед Ахмедович с супругой и служебный автомобиль Кунаева – ЗИЛ-4104. Уникален этот снимок еще и тем, что на автомобиле виден полностью номерной знак ТС руководителя Республики – 00-01 АТГ.

Хотя, да, у Кунаева кроме "сто четырнадцатого" было и два других ЗИЛа. Речь идет о модели 4104, или "сто пятнадцатый", как чаще всего называли эту модель. Дело в том, что переданный Брежневым лимузин не служил основанием для того, чтобы из списка очередников за ЗИЛом, вычеркнули автохозяйство ЦК Казахстана. Динмухамед Кунаев, как и полагалось, должен был получить в служебное пользование полагающийся автомобиль. Однако, пока шла очередь, на Заводе имени Лихачева сняли с производства устаревшую модель 114, а вместо нее наладили выпуск более современной и комфортабельной модели 4104 (115). Конечно, новинка имела более высокий статус. У нее была современная внешность, и в ней учли недостатки предыдущей модели.

1979 год. Динмухамед Кунаев с супругой возле недавно прибывшего лимузина ЗИЛ-4104 (115).

Но все же почему ЗИЛа было два - ждали ведь один? Ответ на это вопрос кроется в том же "подарке Брежнева". Действия генсека, который передал свой персональный автомобиль в служебное пользование руководителю Казахстана, восприняли на заводе ЗИЛ как серьезное замечание. По этой причине было принято решение отправить полагающийся автомобиль в Казахстан как можно быстрее. Но, так как сборка того самого лимузина по заказу ЦК Казахстана не была даже начата (на один автомобиль уходило до нескольких месяцев, а учитывая то, что высшее руководство СССР заказывало машины партиями от шести до десяти единиц единовременно, очередь затягивалась на годы), решили отправить один автомобиль из уже выпущенной серии - экземпляр, который вернулся на завод для устранения технических неисправностей. Отправили, разумеется, после устранения всех замечаний. А уже через несколько месяцев после этого отправили и тот самый ЗИЛ, который ждали в гараже ЦК с момента принятия Кунаева в политбюро.

Рабочая поездка главы Республики на лимузине ЗИЛ-4104.

О том, что модель 4104 была в Казахстане в двух экземплярах в те годы знали единицы. Оба автомобиля были черными (в иные цвета не красились), на обоих был номер "00-01 АТГ", и в обоих ездил только Кунаев. Однако в самом гараже ЦК различали их хорошо. Экземпляр, пришедший первым, неоднократно вставал на ремонт, второй же служил исправно. После очередной поломки "первый" отправили на завод с предписанием: не возвращать после ремонта. Мотивировали это тем, что два ЗИЛа для Республики (114 и 4104) более чем достаточно.

Обязанности между двумя оставшимися лимузинами распределили просто: за 114-м закрепили командировки, а 4104 служил только в городе.

1979-80 гг. Редкий кадр: Динмухамед Кунаев с супругой в салоне ЗИЛ-4104. О том, что это салон 4104, говорит наличие подголовников. В 114-м их не было.

В завершении же этой главы хочу немного рассказать о дальнейшей судьбе лимузинов ЗИЛ, которые служили Кунаеву. Про то, что один из 4104 убыл в Москву на ремонт и не возвращался, уже написано. Второй также был отправлен в Москву в 1987 году, но на этот раз уже по запросу ЦК: человек, сменивший Кунаева на посту руководителя Республики, не обладал тем политическим статусом, что был у его предшественника. Следовательно, в использовании ЗИЛа ему было отказано.

ЗИЛ 4104 - Середина 80х. Кунаев на выставке в Алматы.

Запроса на возврат лимузина ЗИЛ-114 не поступало. Есть неподтвержденная информация о том, что до 1991 года этот лимузин успел побывать на балансе Академии наук Казахстана. Следующая, уже подтвержденная информация свидетельствует о том, что ЗИЛ числился в бывшем обкомовском гараже Жамбылской области. В начале 90-х его выкупили за двадцать тысяч долларов известные предприниматели города Жамбыла (сейчас Тараз) и спустя несколько лет подарили Фонду Кунаева. Но, так как у Фонда не было необходимого помещения для хранения столь крупного авто, ЗИЛ передали во временное пользование первому частному автомобильному музею Казахстана "Retro Car".

ЗИЛ 4104 - Середина 80х. Кунаев на выставке в Алматы.

В июне этого года один из автосервисов Алматы провел реставрацию ЗИЛ-114. В автомобиле восстановили ходовую часть, заменили технические жидкости, сделали ремонт двигателя и реставрацию салона.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от TengriAuto (@tengri.auto)

Волга и Pontiac. Собственные автомобили

О том, что у Динмухамеда Кунаева был собственный автомобиль, уже не раз писали в автомобильных СМИ Казахстана. И каждый раз речь шла о седане белого цвета Pontiac Grand Prix, который в 1992 году был подарен Динмухамеду Ахмедовичу отечественными предпринимателями и спортсменами в знак глубокого уважения. Известно, что в том году в Алматы пришла партия из пяти или шести новых автомобилей этого североамериканского бренда. И один из них - модель в наиболее богатой комплектации - преподнесли в дар бывшему руководителю Казахстана

Pontiac Grand Prix, подаренный Динмухамеду Ахмедовичу в 1992 году, сегодня можно увидеть на постаменте во дворе Дома-музея Д.А. Кунаева.

Автомобильный бренд Pontiac в Казахстане встречается крайне редко, поэтому большинству наших соотечественников, которые не увлекаются автомобильной историей, о нем, можно сказать, ничего неизвестно. И это, с одной стороны, хорошо. Так, посещение музея и Дома-музея Кунаева будет среди прочего для многих интересно и тем, что этот самый автомобиль, находясь в полной сохранности, является частью экспозиции.

При жизни Динмухамеда Ахмедовича регистрационный знак автомобиля был "П 97-00 АТ".

Однако имя Динмухамеда Ахмедовича было указано в технических паспортах двух транспортных средств, и об этом известно немногим. Вторым автомобилем Кунаева была Волга, которую в том же девяносто втором (еще до Понтиака) купили специально для него.

После трагических событий 1986 года, Динмухамед Кунаев был незаслуженно лишен прежнего политического статуса и многих полагающихся привилегий, к которым относился и служебный транспорт. Сказать, что отсутствие автомобиля как-то повлияло на Кунаева, нельзя. Он пользовался общественным транспортом, много ходил пешком и считал, что это нормально. Иногда, в определенных ситуациях, автомобиль для его нужд выделяли из гаража ЦК. Как правило, это была Волга белого цвета модели 24-10, как та, которая впоследствии станет его собственным автомобилем. Возможно, из-за этого окружающие не воспринимали автомобиль, появившийся у Кунаева, как его собственный.

Эпизод любительской видеозаписи 1992 года - это единственный случай, когда "Волга" (ГАЗ 24-10), принадлежащая Динмухамеду Ахмедовичу, появилась вместе с ним в одном кадре. К сожалению, всего автомобиля на пленке не видно, но тем не менее сомнений в том, что это та самая "Волга", ни у кого не возникает.

История появления Волги связана с возрастом Динмухамеда Ахмедовича. Официальное обращение с просьбой о выделении автомобиля в личное пользование было отправлено после того момента, как здоровье бывшего главы Республики стало ухудшаться. Принято к рассмотрению и удовлетворено оно было только в 1992-м. Но интересно в этой ситуации то, что автомобиль для Кунаева был приобретен не в Казахстане, а в России. И для того, чтобы он попал к своему владельцу, его нужно было своими силами перегнать из Москвы в Алматы. По воспоминаниям Александра Гойколова, который находился рядом с Динмухамедом Ахмедовичем с 1986 года, перегонял Волгу человек, также находящийся с Кунаевым, - Шабдарбаев Аман. А еще, с его слов становится ясно, что объяснение такому обстоятельству он найти затрудняется. Говорит лишь: "Это было тяжелое и во всем непредсказуемое время…"

Таким образом, Волга ГАЗ 24-10 и Pontiac Grand Prix стали теми самыми последними и единственными собственными автомобилями в жизни человека, который, пользуясь своим служебным положением, безусловно, мог приобрести себе ранее один или даже несколько автомобилей, но никогда этого не делал. Ведь собственное благополучие, которое выше интересов своего народа, - это принцип, абсолютно противоположный тому, чем он руководствовался всю свою жизнь!

Благодарим за помощь в подготовке материала директора Музея Д.А. Кунаева Кубашеву Е.И; сотрудников 9-го управления КГБ Корнеева С.М., Гойколова А.В. и Алексеева М.А.; племянницу Д.А. Кунаева - Серикбаеву Ж.Д.; племянника Д.А. Кунаева - Кунаева Э.А.