Балет "Козы Корпеш – Баян Сулу": неужели получилось?
Авторский блог Валерии Недлиной, кандидата искусствоведения, члена Казахстанской гильдии критиков искусства
Такой вопрос после премьеры в театре "Астана Балет", прошедшей 2-3 июля, задают все, кто имеет представление об истории казахского хореографического искусства. Истории известны, по меньшей мере, три попытки перенести этот лирический эпос в танец, но ни одна из них не задержалась на сцене дольше одного сезона. В чем причина прошлых неудач и сможет ли новая музыка и хореография разорвать этот замкнутый круг? Попробуем разобраться.
Представленная публике постановка "Козы Корпеш – Баян Сулу" создана в тесном творческом сотрудничестве балетмейстера-постановщика Георгия Ковтуна и композитора Актоты Раимкуловой, а также международной постановочной группы художников и балетмейстеров из Украины и России. Постановка осуществлена силами молодой, но уже заявившей о себе рядом ярких постановок труппы театра "Астана Балет". Его художественный руководитель Асель Курманбаева, осознавая острую нехватку в современном репертуаре казахстанских балетов, отважилась на довольно смелый эксперимент. В новом национальном балете зрелищная сценография, классический, народный и современный танец органично сочетаются с яркими музыкальными образами.
Работа над балетным спектаклем в корне отличается от иных форм сотрудничества композитора и постановщика в музыкальном театре. В опере ключевую роль играет музыкальная драматургия, а потому либреттист, постановщик и дирижер подчиняются воле композитора. В балете же в центре внимания – пластика и движение. Именно танцевальный темпоритм организует все сценическое действо, значит, какой бы ни была роль музыки, главный в балете – хореограф. Свобода композитора ограничена заданными балетмейстером темпом, количеством фраз, характером мелодий и ритма. При наличии удачной музыки в опере сценография может быть улучшена во второй постановке. В балете что-либо изменить после создания спектакля значительно сложнее, что предъявляет особые требования к авторскому коллективу.
Искусствовед Лидия Сарынова о предыдущей постановке этого народного эпоса в балете 1971 года Даурена Абирова и Евгения Брусиловского писала, что однобокость сюжетной линии и слабая прорисовка сил зла стали слабыми сторонами балета, приведшими к снятию его с репертуара. Новый балет Ковтуна и Раимкуловой отличается современным подходом к воплощению эпического сюжета: авторы трансформируют его, чтобы добиться многогранности конфликта и большей зрелищности.
Вообще, переносить эпос в балет невероятно трудно, в отличие, к примеру, от сказки. Народные сказания отличаются многослойностью смыслов, наличием множества версий сюжета, причудливо переплетающимися главной и побочными линиями. Известно более 20 вариантов эпоса о любви Козы и Баян, ни один из которых в чистом виде не может быть положен на музыку балета. Для танцевального спектакля, в котором преобладает не слово, а условность хореографических символов, авторам приходится отсекать одни элементы сюжета и вносить в него другие.
Ковтун преобразовал сюжет, усилил имеющиеся в эпосе сказочные элементы и привнес новые. Например, в балете появляется персонаж Белый Старец (блестяще исполненный на премьере Сериком Аманжолом). Он аулие – и дух, и шаман. Его волей приходят в мир все три главных героя – влюбленные Козы и Баян, которым еще до рождения предначертано быть вместе, и Кодар. Белый Старец отличается от оперных мудрецов-аксакалов (Сырттан из оперы "Абай" А. Жубанова и Л. Хамиди, Алдияр из оперы "Енлик-Кебек" Г. Жубановой). Он не эпизодический персонаж, а одна из ключевых фигур второго плана. Именно он вносит в исторический эпос элемент мифа, как бы углубляя компонент архаики. Не случайно в его танце оживают и фигуры наскальных рисунков, и движения древних шаманов.
Самым, пожалуй, необычным в спектакле стал Кодар (исполненный Ерканатом Ермагамбетом). С этим персонажем связаны наиболее глубокие трансформации легенды. По версии Ковтуна, Кодар – сын волчицы, чудесным образом предстающий то волком, то человеком. Если в либретто Абирова Кодар – сконцентрированное выражение сил зла, соответствующее советской идеологии с ее обличением "темного феодального прошлого", то в новом балете он воплощение стихийности природы, и источник, и жертва конфликта. Нарушенное отцами Козы и Баян природное равновесие – убитая на охоте волчица-мать – становится причиной трагической развязки. Смерть Кодара вызывает у зрителей не меньшее сочувствие, чем гибель главных героев. Сочетание сказочности и противоречивости образа создало богатую почву для его хореографического воплощения. Глубоко эмоциональный танец Ермагамбета сочетается со зрелищностью акробатических и цирковых элементов, передающих нечеловеческую природу персонажа. Чего стоят одни "взлеты" ввысь на пятиметровые подвижные декорации и не менее захватывающие грациозные прыжки с двухметровой высоты!
Мифологизация сюжета всячески подчеркивается в оформлении сцены, на которой образы наскальных рисунков сменяются монументальными фигурами балбалов. В каждой картине на сцене присутствуют символы из тюркской мифологии: волки, лошади, беркуты, Древо Мира, небесные светила.
Образы Козы и Баян, их родителей и друзей воплощены более традиционно, в духе классического казахского музыкального театра. О казахском танце не утихают споры с момента его становления в 1930-х годах. Действительно, многие этнографы писали о том, что среди казахов практически не бытуют танцы. "Этнические" танцевальные движения были "подсмотрены" в народных обрядах и играх, в ремеслах и повседневной жизни выдающимися балетмейстерами прошлого. Практически через 90 лет после первых постановок после десятков успешных постановок казахских танцев и балетов публика уже не представляет спектакль на народный сюжет без полюбившихся и очень зрелищных, чисто казахских танцевальных движений. Ковтун хорошо знаком с историей казахского балета, органично сочетает его элементы с движениями классической хореографии. Особенно удачно, аутентично на сцене воплощены Баян и другие женские образы спектакля. Танец на пуантах с казахской пластикой рук впечатлил в утонченном исполнении роли главной героини Дарины Кайрашевой.
Эпические сюжеты – вечны, но в каждую эпоху необходимо искать соответствующее их воплощение. Г. Ковтун явно ставил перед собой задачу создать спектакль, понятный современному зрителю, способный зрелищностью и доступностью привлечь широкую аудиторию и в то же время не потерять пафос высокого искусства. Попытки осовременить казахский эпос уже предпринимались раньше. К примеру, по меньшей мере дважды на разную музыку группами молодых артистов-энтузиастов были поставлены мюзиклы "Кыз Жибек". Но в этом деле одного энтузиазма недостаточно. Хореограф-постановщик удачно использует свой опыт и многогранные таланты не только в сфере балетного искусства, но и в цирковом искусстве, постановке акробатических трюков, контактного боя. Так, в одной из стычек Кодара и Козы артисты настолько реалистично бьются на палках, что от них отлетают щепки. В заключительной сцене эпилога главные герои "парят" над сценой на цирковых стропах, удивляя грациозностью этой "воздушной хореографии".
Как нередко бывает, недостатки спектакля – это прямое продолжение его достоинств. Стремясь насытить действие зрелищностью, авторы не избегают некоторых затянутых моментов и повторов, снижения стремительности в развитии сюжета ближе к концу спектакля. Правда, ради справедливости стоит отметить, что внимание зрителей остается захваченным красотой танца и в повторе сцены на базаре, и в эпизодических появлениях Белого Старца, оттеняющих основную линию действия. Безусловно, представленная версия балета далеко не финальная, и последующие спектакли подскажут постановщикам возможности усовершенствования.
Конечно, балет как искусство особенно любим публикой за синтез сценографии, танца и музыки. Музыка композитора Актоты Раимкуловой органично встраивается в многоплановый сюжет спектакля, чутко следует за его хореографией. С первых сцен мне – музыковеду – понятен выбор композитора. Актоты Раимкулова в своей музыке одной из первых переосмыслила этническую архаику, богато воплотив ее современными оркестровыми и электронными средствами уже в ранних своих произведениях. Невозможно представить себе современный казахский балет, ограничивающийся только средствами симфонического оркестра. В музыке "Козы Корпеш – Баян Сулу" по-новому раскрылся особый творческий метод Раимкуловой: сочетание европейского оркестра, ансамбля казахских традиционных инструментов и электроники. В этом смысле балет является вершиной творчества композитора, воплощающей опыт, накопленный в разнообразных произведениях в жанрах симфонической, камерной и электронной музыки. Современные композиционные приемы – использование компьютерных сэмплов, конкретной музыки в записи, сложной гармонии, кластеров и соноров в оркестре, новаторских тембров фольклорных инструментов и горлового пения в этнографическом ансамбле – не перегружают музыку, а, наоборот, делают ее похожей на кинематографический саундтрек. В балете автор прибегает к самоцитированию, используя яркие темы из полюбившихся слушателям симфонических поэм "Толгау" и "Дала сыры". К сожалению, в первых спектаклях музыка идет в записи, поскольку богатая новаторскими тембровыми решениями музыка требует расширенного состава оркестра, пока недоступного театру. По словам А. Раимкуловой, представленный на премьере вариант музыкального сопровождения спектакля – не окончательный. Множество задумок еще ждут своего воплощения.
Особого внимания заслуживает художественная сторона спектакля: оформление сцены и костюмов. Костюмы художника Анны Ипатьевой решены в лучших традициях модернистской красочности Л. Бакста и Г. Исмаиловой – именно так, как широкая аудитория ожидает от классического искусства. Благодаря введению сказочных персонажей волков с их немного пугающими нарядами балет будет интересен даже самым маленьким зрителям. На сцене нет какой-то хитрой машинерии, но очень современным делает ее оформление многослойный мультимедийный фон видеохудожника Дмитрия Шамова, оживляющий все сценическое пространство. Все элементы декораций подвижны и являются частями своего рода сцены-трансформера, движение которой отмечает границы сцен и картин. Международную команду оформления спектакля возглавил художник-постановщик Дмитрий Шамов.
К слову, театр "Астана Балет" нашел очень удачный прием, разместив "дубли" некоторых элементов декораций в фойе. Можно подойти близко, все рассмотреть и потрогать, а главное – сфотографироваться. Вообще стоит отметить, что театр очень позаботился о комфорте зрителей, стараясь скрасить карантинные неудобства приятной атмосферой с легкой фортепианной музыкой в фойе, творчески организованными спотами для селфи и фотосъемки.
Итак, удалось ли театру "Астана Балет" перевести не поддававшийся многим мастерам сюжет любимого в народе эпоса на язык танца? Этот коллектив в силу молодости и предоставленной ему свободы творчества, не скованный рамками балетного академизма, как нельзя лучше подходит для экспериментов и поиска новых путей развития казахстанского искусства. "Козы Корпеш — Баян Сулу" дополняет короткий пока ряд идущих на сцене национальных балетов, существенно отличаясь и от современного по сюжету и хореографии "Каракоз" Г. Жубановой в театре "Астана Опера", и от этнографичной балетной сказки "Легенды Великой Степи" ГАТОБа. Яркая и зрелищная постановка наверняка привлечет зрителей, но уже сейчас понятно, что на премьере мы видели не последнюю редакцию спектакля. Поиски в области национального балета чрезвычайно сложны. Далеко не каждый спектакль доходит до премьеры. Только за годы независимости создано немало балетов – никак не меньше тридцати. Лишь половина из них дошли до премьеры, и единицы пережили первый сезон. Думаю, дальнейшая сценическая судьба балета "Козы Корпеш – Баян Сулу" Г. Ковтуна и А. Раимкуловой покажет его жизнеспособность. Уже сейчас понятно, что создателям спектакля удалось добиться главного – в красоте танца, в лучших традициях отечественного балета на современный лад пересказать легенду о любви и верности, о непреходящих ценностях и сокровищах традиционной казахской культуры.