Балуйтесь, ребята айфонами. "Вы этого достойны!"
Доцент кафедры физики Северо-Казахстанского государственного университета, научный руководитель по нескольким направлениям исследований в обсерватории Петропавловска Андрей Солодовник рассуждает о современной фантастике. Астрофизик в своем блоге высказывает мнение о голливудских блокбастерах и рассказывает, почему это кино не имеет ничего общего с классической научной фантастикой.
Меня не то что удивляет, скорее, удручает драматичность судьбы фантастического жанра. Не будем касаться оценок простой и прямолинейной романтической фантастики XIX века - это детство жанра. Его зрелость и блеск приходятся на вторую половину прошлого века. И взятые им вершины пока что не освоены не только в практике социума, но и в кинематографе. Это касается книг и таких великих писателей и мыслителей, как наши Стругацкие и Лем, и западных классиков жанра (Брэдбери, Шекли, Воннегут и так далее).
Миры книг ранних Стругацких - апофеоз беспредельности интеллектуальных и нравственных сил человечества. Образно и полно выписанные персонажи живут на острие прогресса цивилизации и человека. При этом никого не завоевывают: их противники - слепые силы природы и собственные сомнения и слабости. Не поучают морализаторски. Живут на острие порыва человечества по вертикали. И гибнут, если не сложилось победить, но не поучая (как в "Далекой радуге"). Но мы-то практически видим их, мы их любим, почти сразу, едва погрузившись в текст! Они поселяются в нас - Быков, Жилин и другие. А затем они перешли к человеку и социуму. Новый виток творчества. Кант сказал: "Есть две вещи, которые не перестанут изумлять человека: вид звездного неба над головой и нравственный закон внутри нас". Исследование космоса человеческого духа - вторая и монументальная часть творчества этих писателей. Результат многопланов и сложен, анализ его... Да и зачем он, анализ. Просто нужно читая вочеловечиваться!
Лем не менее значителен. Тот же великолепный фон нравственно здоровой цивилизации, где первое, что востребовано, - талант, творчество, труд и порыв на фоне решения грандиозной задачи расширения ойкумены. Героика космических будней нигде не глупа и не жестока. Ведь наша цивилизация экстравертна по природе, мы не можем выжить как разумные существа, не освоив космос! Лем это доказывает не только как фантаст, но и как незаурядный философ: "Сумма технологий" и "Солярис" в этом убеждают
Путешествия в мир души человека столь же незаурядны. Не случайно гениального Лема лучше многих других (но по-своему) понял гениальный Тарковский. Его фильм "Солярис" - лучшее, что есть в жанре полноразмерной фантастики. А ведь ракет и космоса там не много. Но не в иллюминаторы станции мы глядим потрясенные, а в души героев. А они такие разные - от мелочных до великих. При этом у каждого всегда рядом непростой нравственный выбор.
В конце XX века поток высокой фантастики сильно иссяк, а ныне есть ли она вообще? Вопрос не праздный. Движущей силой жанра всегда была реальность воплощения самых предельных и запредельных проектов интеллекта плюс реальная политическая воля государств поддержать эти усилия. Вспомним космическую гонку 60-70 годов. Сегодня нет ни того, ни другого. Будущее в принципе принесено в жертву сомнительной современности, навязанным девизом которой стали "удобства и неограниченность развлечений". Кто навязал? Понятно, что правящие классы, так неуместно именуемые элитой. Пример реального уничтожения перспектив реализации фантастики - разрушение СССР.
То, что имеет жанр в итоге: слабые перепевки прошлого, убогий мистицизм, социальный пессимизм и не более. Заметьте, у большинства современных повествований попросту нет финала. Да и зачем он, если все пишется лишь для того: купил, почитал, выбросил.
Кстати, хорошую научно-фантастическую литературу торпедировало примитивное кино (искусством назвать его не могу) в стиле экшен, а кино, в свою очередь, не то что прогнулось, а просто легло под компьютерные игры. Вот и блокбастеры Голливуда представляют собой просто иллюстрации к таким играм. Иллюстрации не развивающие человека, а прокатывающиеся по мозгу катком сумбурных эмоций.
Возрождение жанра научной (именно научной) фантастики без реальной перемены социальной парадигмы цивилизации (отказ от рыночной модели в пользу разумно планируемого будущего) мне представляется нереальным.
К чему может привести рыночная модель, если она будет развиваться по заданному сценарию? Ответ на этот вопрос содержит изрядную долю очевидности, другими словами - аргументированного мнения многих видных мыслителей (например, Александра Зиновьева, Папы Франциска, а раннее Эскривы Балагера и многих, многих других - наших и западных - но все же "наших" людей). Очевидность в посыле рыночной экономической модели - ее эгоистическом базисе (см. от К. Маркса и далее) - прибыль любой ценой. Отсюда легко объясняется не случайность, а целенаправленность современной практики расчеловечивания людей. Откровенно об этом высказался когда-то (сам слышал) российский министр (и разрушитель) образования Фурсенко: "Задача современного образования не подготовка созидателя, а формирование потребителя". Вполне конкретно - морду в корыто и помалкивай. А чего стоит рекламный слоган рыночников: "Ты этого достойна!" "Этим" может быть все что угодно, но всегда почти по смыслу - мусор. Ужасно то, что с годами "достойных этого" становится все больше. Фантасты не раз и не два тоже описывали предел падения пресыщенного "этим счастьем" человечества. Навязывание потребления выходит далеко за пределы пищи, одежды, роскоши. Предлагается потреблять порочные удовольствия. Последствия очевидны, и это не только пресловутые гей-парады. Не за горами и потребление жизни и смерти (торговля органами). Да уже и сообщали всем нам о миллиардере, поставившем себе шестое или седьмое сердце - вот тарантул. Предел ощущается? Да, это элитарное фашизированное общество.
Второй (но не последний) минус рыночной модели - бездумное транжирство ресурсов планеты. Многое из того, что навязывается, уже преизбыточно. Особенно возмущает производство предметов роскоши и суперроскоши. Ведь это бессмысленно затраченный труд многих людей. Бессмысленно израсходованные энергетические и вещественные ресурсы. А как же экология? А как же совесть? Бессмысленна по большей части и сфера труда в области виртуальных технологий. Убивающие душу и разум фильмы и игры - это зачем? Впрочем, ответ смотри выше.
В итоге не теоретически, а на деле рыночная экономика в ее всемирно-криминальном воплощении несовместима с овладением космосом. Он ей просто не нужен. Да и не отпустит она потребителей на Марс (Брэдбери "Марсианские хроники") или в систему Альфа Центавра! Балуйтесь, ребята, айфонами. "Вы этого достойны!"