Борьба с менингитом требует рассудительности и доверия
На днях, вернувшись из Соединенных Штатов, я был обескуражен ажиотажем и паникой, царящими вокруг ситуации с менингитом. Не назову такую ситуацию штатной, поскольку для медиков любая эпидемия особенно со смертельными исходами - это экстраординарное явление, требующее максимальной мобилизации ресурсов. Как недавно заявила представительница Всемирной Организации Здравоохранения, нынешние противоэпидемические мероприятия службы здравоохранения Казахстана являются правильными, соответствующими мировым стандартам.
В данной ситуации удивляют политиканы и популисты, в одночасье ставшие знатоками от медицины, требуя незамедлительного выявления серотипов возбудителей менингита и закупа вакцин, при этом не задаваясь вопросом о бессмысленности вакцинации на пике эпидемии. Среди хора критиканов услышан голос и бывшей руководительницы медицинского ведомства, посетовавшей на низкую исполнительскую дисциплину и плохой мониторинг. В связи с этим вспоминается сатирическая музыкальная пьеса Шостаковича о том, как советский партийный идеолог учил композитора "писать лезгинку". Примечательно также и то, что среди нынешних популистов слышатся голоса и тех, кто ранее публично призывал родителей к отказу от вакцинации.
Почему медики до сих пор не оповещают о серотипе менингита? Скорее всего этих серотипов несколько, а их выявление требует методичного профессионального анализа. Процесс установления эпидемиологических источников напоминает криминалистическое расследование, которое требует времени для тщательного подтверждения фактов. Как и в криминалистике, не приветствующей разглашение имени подозреваемого до завершения следствия, так и эпидемиологическое расследование желательно проводить без лишнего ажиотажа,системно, профессионально.
Сейчас известно, что нынешняя вспышка менингита вызвана бактериальной формой инфекции, более половины из которой относится к серотипу А, а одна треть - к серотипу B. Против первого серотипа в Казахстане имеются вакцины, и некоторые граждане стали их приобретать в частном порядке. Против серотипа В вакцины в Казахстане отсутствуют, впрочем, как это было и в Соединенных Штатах во время недавней вспышки менингита: вакцина от данного серотипа там оказалась недоступной. В любом случае, в настоящее время выявление типа возбудителя является малоинформативным для выбора противоэпидемических мероприятий, а вакцинация на пике инфекционной вспышки малоэффективна, поскольку вакцины начинают действовать лишь спустя полмесяца-месяц.
Нынешние противоэпидемические мероприятия мало чем отличаются от тех, которые 40 лет назад проводили советские медики во время эпидемии менингита среди студентов алматинских вузов. Также они сопоставимы с действиями служб здравоохранения США во время эпидемии менингита 2013 года среди студентов элитных университетов - Принстонского и Калифорнийского в Санта-Барбаре. Тем не менее, обе вспышки менингита закончились множеством летальных исходов. Сто лет назад заболевание в 100 процентах случаев заканчивалось смертельным исходом. Сегодня, благодаря противоэпидемическим мероприятиям и антибиотикам, смертность от менингита в среднем составляет около 15 процентов.
Помнится, весной 1979 года в Алма-Ате среди горожан облетела новость о студенте Нархоза, который в течение суток впал в кому и ушел из жизни от агрессивной формы менингита. Позже мы узнали о нескольких летальных случаях в других городских вузах. Заболевших было немало, но о реальных цифрах мало кто был осведомлен, поскольку тогда не существовало социальных сетей, а телевидение и радио хранили молчание, чтобы не сеять панику и ажиотаж среди населения. Политическое руководство республики проявляло мудрость, не вмешиваясь в дела медиков и полностью доверяя их профессионализму.
Врачи в свою очередь занимались лечением заболевших, а также выявлением и изоляцией так называемых "носителей" менингококковой бактерии - распространителей эпидемии. Это делалось в частности путем взятия мазков из носоглотки у подозреваемых. Тогда никто не знал о серотипах бактерии, а вакцин от менингита не существовало. Гражданам рекомендовали держаться подальше от мест скопления людей, полноценно питаться и чаще мыть руки, а в случае появления симптомов недомогания незамедлительно обращаться в медпункт с тем чтобы вовремя изолировать заболевших, а также тех, кто с ними контактировал. Все происходило в атмосфере профессионализма, взаимопонимания и доверия. В том году эпидемиологическая настороженность продолжалась пару месяцев, а затем наступили теплые дни и все на время забыли о менингите до следующего холодного сезона, когда осведомленные граждане со знанием дела помогали медикам предупреждать эпидемию.
Также было и в Соединенных Штатах пять лет назад во время вспышки менингита в Принстонском университете. Граждане вместе со студенческим сообществом активно содействовали службе здравоохранения. Как и сейчас в Алмате, менингит в Принстоне носил молниеносную форму, вызывая повреждения головного мозга, паралич, потерю слуха и ампутацию конечностей. Эпидемия была частично вызвана серотипом В, против которой в США не существовало вакцины. Вместе с тем, американские Центры по контролю заболеваний (CDC) не рекомендовали проведение вакцинации во время вспышки менингита. Как указывал мой коллега из Университета Джонса Хопкинса - профессор Уильям Мосс, хотя менингит и отличается высокой летальностью, риск и масштабы распространения данной инфекции все же не настолько велики, чтобы рекомендовать повсеместную вакцинацию.
Целесообразность вакцинации имеет смысл рассмотреть после спада эпидемии, накануне занятий в школах и вузах. Дело в том, что студенты и школьники являются наиболее уязвимыми заражению менингитом, поскольку бактерии менингококка распространяются через кашель и слюну, что чаще наблюдается в местах общественного скопления. В Казахстане используются два наименования вакцин против серотипов менингита АСWY: Нименрикс и Менсевакс. Помимо городов Алматы и Астана вакцины доступны на платной основе в Атырауской, Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Врачи рекомендуют вакцинировать от серотипов менингита A, C, Y и W в возрасте 11-12 лет с последующей повторной вакцинацией в 16-летнем возрасте.
Помимо вакцинации, все остальные противоэпидемические мероприятия при менингите принципиально не изменились с 1805 года - со времен первой документированной вспышки менингита в Женеве. Эти мероприятия заключаются в выявлении заболевших и контактировавших с ними лиц с целью их максимальной изоляции от здоровых людей. Чтобы эффективно содействовать медикам, гражданам необходимо знать о симптомах менингита. Это позволит им своевременно выявлять зараженных среди близкого окружения и незамедлительно сообщать об этом в медицинские организации.
К симптомам менингита относятся высокая температура, головная боль, сопровождаемая неподвижностью шеи. Помимо этого, важно обращать внимание на такие симптомы, как тошнота, рвота, помутнение сознания и повышенная чувствительность к свету, а также появление сыпи пурпурной окраски на руках, ногах и туловище. Более подробно о причинах, симптомах, диагностике, лечении и профилактике менингита на казахском и русском языках можно узнать здесь.
Поскольку менингококковая бактерия нежизнеспособна за пределами человеческого организма, надевание лицевых масок считается необязательным. Тем не менее, не следует кашлять другим в лицо, а лучше в одноразовую бумажную салфетку или себе в рукава. Исключительно важным является часто мыть руки с мылом в течение не менее 20 секунд. Если такой возможности нет, то рекомендуется использовать санитайзеры для рук, содержащие не менее 60 процентов спирта.
Хотя инфекция не передается через дверные ручки или клавиатуру компьютера, влажная уборка и проветривание помещений являются исключительно важными. Необходимо избегать совместного использования тех предметов, которые были в контакте с ротовой полостью других лиц. К ним относятся бутылки с водой и другими жидкостями, губная помада и другие косметические средства, зубные щетки, полотенца, питьевые стаканы, столовые приборы, сигареты или вайпы и другие.
От 5 до 25 процентов зараженных лиц могут являться так называемыми носителями менингококковой бактерии, которая у них не проявляется какими-либо симптомами. Носители инфекции при этом остаются весьма заразными для окружающих. Именно поэтому важно устанавливать таких лиц особенно среди тех, кто контактировал с заболевшими менингитом. В этом ключевая роль отводится службе здравоохранения, которой необходимо оказывать максимальное содействие.
Менингит - это опасная инфекция, которую можно предупредить. И в этом должны активно участвовать не только медработники, но и сами граждане. Хотелось бы призвать общественных деятелей не сеять панику среди населения, а скорее выразить "глас народа" давая советы своим подписчикам социальных сетей чаще мыть руки и избегать общественных мест, а также помочь в распространении вышеописанной базовой информации о предупреждении менингита. Необходимо вернуть доверие к медикам, помочь им бороться с этой опасной болезнью, и делать это рассудительно, в атмосфере доверия и взаимопонимания.