Блоги
11 октября 2012 | 16:53

Будь готов

Александр Колпаков Обозреватель

Трехкомнатная квартира. Семья из трех человек. Они сидят перед телевизорами. Каждый в своей комнате. Двери закрыты, и люди не знают, что смотрят одну и ту же программу. А если бы и знали, то все равно -  каждый в своей комнате, перед своим телевизором.  

Трехкомнатная квартира. Семья из трех человек. Они сидят перед телевизорами. Каждый в своей комнате. Двери закрыты, и люди не знают, что смотрят одну и ту же программу. А если бы и знали, то все равно -  каждый в своей комнате, перед своим телевизором.  

А с экрана:
- Кризис, кризис, опять кризис!
 
В его приближении меняются правительства, от страшилок специалистов вздрагивают простые обыватели. Он уже приближается, вот уже одной ногой на нашем пороге. Слышите звоночки? Это в ваши двери стучится неведомое и пугающее. Спаслись от первой  волны, теперь идет вторая. А мы на самом деле сумели увернуться от предыдущего удара? Если да, то почему все грозит повториться?
 
В больном организме кризис предполагает высшую точку опасности - либо человек останется на этом свете, либо уйдет в мир иной. Можно, конечно, попробовать сбить температуру антибиотиками, но это уже для самообмана. Примерно так поступили практически все правительства в недавние тревожные времена - вкачали в экономику дополнительные деньги. Больной встал на костыли и, приволакивая парализованные ноги, попробовал двинуться той же дорогой, сознавая, впрочем, что далеко не уйдет.
 
Но если мы правильно выбрали слово для определения происходящего - "кризис", то предполагаем, что вокруг происходят какие-то фундаментальные сдвиги, и экономические потрясения - лишь отражение иных  катаклизмов.
 
Два недавних заявления казахстанских ньюсмейкеров помогают понять суть этих потрясений. Дарига Назарбаева на открытии Евразийского медиафорума говорит об эрозии ценностных основ современного общества:
- Потрясения в экономике вывели на первый план проблему, которая многими характеризуется как общество потребления. Разговор о цене и смысле экономического благополучия - это разговор не столько о текущих делах, сколько разговор о будущем наших детей, будущем наших стран и народов.
 
И в те же дни председатель Национального банка Григорий Марченко переводит эту тему в предельно  практическую плоскость: не покупайте в кредит дорогие смартфоны и телевизоры. 
- Вот эта иллюзия, что я сегодня взял в долг, а потом все будет хорошо, потом каким-то образом найду деньги, чтобы рассчитаться. Человеку свойственно переоценивать свои возможности. Мы всегда призываем людей трезво оценивать свои возможности.
 
И свои потребности - тоже. Зачем человеку столько лишнего? Все ли могут внятно объяснить истерию вокруг новейших смартфонов, например? Ну, чем принципиально отличается первая версия от пятой? Расширились какие-то технические возможности? И что? Телефон остался телефоном, не более того. Тогда  почему человек меняет приобретенный год назад аппарат на новый? Приятельница с гордостью сообщает о покупке:
- У меня в телефоне теперь есть еще и антирадар.
Зачем он человеку, ни разу в жизни не сидевшему за рулем? Мы так быстро ходим, что рискуем получить штраф за превышение скорости?
Другая делится возможностями новинок: 
- Еще раз убедилась в необходимости всегда иметь под рукой Ipad с iPhone. Вчера в 9 вечера внезапно погас свет. И тогда яркий свет экранов моих любимых гаджетов сначала помог найти  предохранители. А в ходе дальнейшего обыска шкафов с iPhone в руках мы наткнулись на целый канделябр с остатками свечей. Так романтично, со свечами, и просидели до полуночи на балконе, слушая море. 
То есть, на самом деле хватило бы свечей и звуков моря.
Третья заставила мужа застеклить лоджию с видом на заповедник. Говорила, для защиты от пыли, а думала - чтобы как у всех. 
- Тут точно можно купить телефон попроще за свои деньги и не стараться произвести впечатление на окружающих, не влезая в долги, - наставляет председатель Национального банка. - Во многих ситуация это реально кабала, когда почти весь доход семьи должен будет уходить на погашение высоких ставок по потребительским кредитам. Причем ради чего? Ради того, чтобы купить большой плазменный телевизор или еще какой-то предмет потребления, без которого теоретически обойтись можно.
 
Ну, ведь прав. Мы тратим еще не заработанные деньги, вроде бы сокращая отложенный спрос. Банки получают прибыль не от инвестиций в развитие экономики, а так - из воздуха. То есть, финансовые учреждения сами же и размывают собственный фундамент: деньги - как мерило эффективности труда. Нам со всех сторон кричат:
 
- Покупайте! Покупайте сейчас! Покупайте как все! 
 
Покупайте, даже если еще не заработали. Бизнес давно взял на вооружение советские принципы торговли, когда к нужному вам товару прилагалась так называемая нагрузка - что-то не нужное и залежалое. Лишнее. Ну, зачем, например, платить за сто телеканалов в пакете, если реально хватает полутора десятков? Так, дескать, не  могут же операторы учесть интересы каждого зрителя? А почему бы и нет? Может, здесь и заложено противоядие от кризисных цунами? Видеть в человеке не столько составную часть общества потребителей, сколько единственную и неповторимую личность. Единичку со всеми ее нулями и минусами. Конечно, это потребует перестройки экономики. Но ведь мы все именно об этом и слышим каждый день. Про то, что надо менять принципы общественного устройства, и что экономика лишь отражение людских потребностей.   
 
…Небольшой уютный ресторанчик. За соседним столиком - семья: мама, папа и ребенок лет десяти. Похоже, пришли отмечать какой-то свой праздник. В ожидании заказа все трое молча уткнулись в модные смартфоны. Может быть, они общаются через Twitter? 
 
Говорите, надо готовиться к новому кризису?