Четыре коридора и Жемчужное ожерелье
Каждый раз, когда говорят о присутствии Китая в казахстанской нефтегазовой отрасли, упускается один серьезный момент - у нас не говорят, что это значит для Китая, какую часть в стратегии Китая занимает его продвижение в Казахстан и в регион Центральной Азии в целом.
В настоящее время Китай импортирует около 55,2 процента необходимой ему нефти - это около 240 миллионов тонн. По расчетам исследователя Института проблем транспорта при Комитете по национальному развитию и реформе Ло Пина, к 2015 году доля импортной нефти в Китае повысится до 65 процентов. Страна будет импортировать 370 миллионов тонн нефти, или 7,4 миллиона баррелей в сутки, при прогнозируемом потреблении 570 миллионов тонн. Основное количество импортной нефти приходит из стран Персидского залива и Ирана, то есть района Индийского океана. Получается, кто контролирует пути доставки нефти в Китай в Индийском океане, тот и контролирует сам Китай, так как может в любое время перекрыть поставки.
Разумеется, китайцы недовольны таким положением дел и предпринимают 4 выхода из него:
1) строительство в ближайшее время около 30 АЭС, что позволит внедрять общественный электротранспорт в городах и сократить потребление бензина;
2) строительство нефтебаз в портах и на границах;
3) диверсификация коридоров доставки нефти и газа или так называемая "Стратегия четырех коридоров;
4) обеспечение безопасности маршрутов через Индийский океан или стратегия "Жемчужное ожерелье".
Если со строительством АЭС все ясно - это прекрасно для Казахстана, так как открывает рынок для его ядерного топлива и в целом повышает стоимость урана, то строительство нефтебаз - крайне интересный проект. Нефтебазы строятся в три очереди, и сейчас идет вторая очередь строительства. Нефть и нефтепродукты будут храниться в портах Восточного побережья, в стратегически важных районах и около терминалов нефтепроводов, по которым поставляется нефть. Каждая база имеет емкость не меньше 5,4 миллиона кубометров, или 4,6 миллиона тонн нефти. Одна такая база будет построена около Алашанькоу, и ее емкость будет около 8-10 миллионов тонн нефти. Всего Китай хочет иметь резерв нефти на 100 дней потребления, то есть около 100 миллионов тонн. То есть шантажировать Китай кратковременным отключением того или иного нефтепровода бесполезно - при условии, если наше правительство захочет это сделать.
"Стратегия четырех коридоров" предусматривает организацию 4 маршрутов поставок углеводородов из разных стран:
1. Северо-восточный коридор - поставки из России по трубопроводу ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан). Ежегодный объем поставок в Китай по отводу от данного трубопровода - 15 миллионов тонн. Срок поставок - 20 лет. Завершается трубопровод в Дацине.
2. Северо-западный коридор - поставки из Казахстана и Средней Азии. Поставки включают в себя как нефть, так и газ. Нефть идет по трубопроводу Атасу - Алашанькоу (казахстанская и российская). Ежегодный объем поставок нефти 8-10,9 миллиона тонн, в течение 2012 года ежегодная пропускная способность будет доведена до 13 миллионов тонн. Также по газопроводу "Центральная Азия - Китай" будут идти поставки газа из Туркменистана - в объеме 30 миллиардов кубометров (пропускная мощность сейчас - 40 миллиардов кубометров, но 10 из них идут на казахстанские нужды). К 2015 году планируется построить вторую очередь и довести объемы экспорта до 50-60 миллиардов кубометров.
3. Юго-западный коридор - поставки нефти и газа из Мьянмы и ее портов. Трубопроводы будут запущены в 2013 году, их мощность составит 22 миллиона тонн нефти и 12 миллиардов кубометров газа в год. Он крайне важен для бурно развивающегося Южного Китая и помогает еще крепче привязать Мьянму к Китаю. Данный коридор поможет избежать прохода танкеров через Малаккский пролив.
4. Юго-восточный коридор - морские поставки сжиженного газа из Австралии и стран Персидского залива. Поставки направлены решить дефицит газа в Юго-Восточном Китае.
Для защиты действующего и основного маршрута поставок нефти и сжиженного газа (85 процентов от импорта примерно) из стран Персидского залива Китай применяет стратегию "Жемчужное ожерелье", то есть строит военно-морские и инфраструктурные базы по всему этому маршруту. Список баз следующий:
1. Остров Хайнань (КНР) - глубоководная китайская военно-морская база, которая способна принимать крупные авианосцы. В ней построены 4 входных туннеля в подземное хранилище, где могут размещаться подводные лодки с баллистическими ракетами на борту.
2. Острова Коко (Мьянма) - база с радарной системой слежения за прохождением судов.
3. Остров Мадей (Мьянма) - нефтяной порт.
4. Читтангонг (Бангладеш) - контейнерный порт.
5. Порт Марао (Мальдивские острова) - военно-морская база.
6. Порт Гвадар (Пакистан) - многоцелевой порт и военно-морская база. От него идет шоссе через Каракорум в Синьцзян.
7. Порт Пасни (Пакистан) - военная база. Связан с Гвадаром скоростной дорогой.
Чтобы обеспечить господство на море, Китай уже построил один авианосец (бывший авианосный крейсер Украины "Варяг"), на котором он отрабатывает управление и строительство уже собственных авианосцев.
Таким образом, Китай использует многоцелевую и разностороннюю стратегию по обеспечению собственной энергетической безопасности, потому что она является ключевой для него.
Казахстан же, получается, задействован в китайских планах по обеспечению энергетической безопасности следующим образом:
1. Поставщик ядерного топлива - пока в виде закиси урана.
2. Поставщик нефти.
3. Транзитное государство для поставок газа.
В этом и состоит основа сотрудничества КНР и Казахстана (и никаких других тем там нет) - то, что нужно на самом деле китайцам. Это достаточно четкая позиция, которая нуждается в дальнейшем осмыслении со стороны Казахстана и построении на этом нашей внешнеполитической стратегии.