Друзья!
Друзья!
Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков. Сегодня - следующая часть главы моей книги "Қарашаңырақ", в которой рассказывается о том,
Как казахи верили в приметы
Часть III
Был такой обряд – ұшықтау. Очень древний. Он берет начало еще в тенгрианских временах. Им тоже пользовались разного рода баксы, колдуны и лекари.
Больного (или испугавшегося) человека выводили из дома на закате солнца – когда божество Тенгри оказывалось рядом со смертными – и укладывали на землю. В этот момент богиня Умай – мать Земли, покровительница детей и рожениц – готова была поддержать больного, напитать волей и забрать себе все его хвори. Такой метод обычно помогал. Потому что наши предки относились к родной земле как к матери и подсознательно были связаны с ней невидимыми узами.
Существовал и другой способ ұшықтау. Но о нем чуть позже.
Кстати, я сейчас тут вспомнил еще один красивый обряд, связанный с землей. Он называется "туған жерге аунату". То есть буквально – "обвалять в родной земле". Обычно так делали, когда кто-либо (обычно мужчина) возвращался в родные места после долгого отсутствия. Или же вернулся домой после затянувшейся разлуки. Смысл в том, чтобы человек не забывал, какая земля его родила и вырастила. И что только она может его поддержать и дать ему сил.
Ну это так, вспомнилось по ходу разговора. Вернемся к тому, с чего начали. Ұшықтау – это еще и лечение огнем. Или водой. Когда знахарь отпугивал болезнь, что навалилась на человека.
Отпугивали еще и свинцом. Обряд назывался "қорықтық". От слова "қорқу" – пугаться.
Расплавляли свинец в огне и лили за спиной, у самого затылка, в какую-нибудь емкость. Раздавался неприятный звук. Человек пугался, полагая, что свинец заливают ему за шиворот, и таким образом из него "выскакивал" прежний страх. То есть вышибали клин клином.
Был еще обряд ішірткі. Он появился позднее.
Само слово означает "знахарское зелье". Лечащий таким зельем мог нашептать, заговорить, начитать молитву на воду или любое другое питье и дать ее больному. Так еще лечили сглаз и порчу.
Еще насчет воды.
Считалось, что если прадед попьет воду из ладоней своего правнука, то на том свете ему уготован рай. Заодно этим ритуалом подчеркивалась неразрывная связь поколений, которых объединяла природная стихия. Жизнь – она ведь тоже как вода. Течет себе и течет.
Фото:elements.envato.com
Детям всегда рассказывали о приметах. Объясняли их смыслы. "Ырым-тыйым" – общее название народных суеверий и запретов. Обычно этим занимались бабушки. И, понятное дело, все эти рассказы имели большое воспитательное значение.
Как казахи верили в приметы. Часть I
Например, детям предписывалось всегда первыми здороваться со взрослыми. Проявлять почтение и уважение. Запрещалось переходить и перебегать дорогу перед старшими. Считалось, что так делают только невоспитанные мальчики и девочки. А еще нельзя было вступать в разговоры старших. Перебивать их. Нельзя произносить плохие слова, особенно девочкам. Нельзя смеяться над убогими и калеками. Нельзя глумиться над чужим несчастьем. Если будешь так делать, то сам попадешь в переделку. Нельзя, чтобы дом был не убран, посуда не помыта, а остатки еды забыты на столе: злые духи устроят ночью пир и в доме поселится печаль. Нельзя переворачивать хлеб – имеется в виду тандырная лепешка. Нельзя, чтоб обувь осталась лежать опрокинутой, то есть подошвой вверх. Нельзя, чтобы в доме оставались открытыми дверцы шкафов и сундуков. По той же простой причине: демоны в них заберутся. Хотя реальный смысл был в другом: дом надо содержать в чистоте, а хозяйка должна следить за порядком.
Кстати, считалось признаком хорошего тона почистить обувь гостям. За это отвечали дети хозяина, и этот жест как бы подчеркивал особое уважительное отношение. Он считался как бы последним штрихом в общем контексте гостеприимства. Согласитесь, приятно: поел, попил, попел, расслабился, почувствовал себя человеком, двинулся на выход, надел пальто – глядь! – а сапоги сверкают. Как тут не прослезиться? Конечно, захочется поцеловать ребенка, сделать ему подарок или наговорить кучу комплиментов. Но…
Но это опасно: можно сглазить.
И вот, чтобы не сглазили и не напугали детей, существовало множество способов этого избежать.
Я уже рассказывал о младенцах, о бесіке-колыбели, о том, какие методы существовали, чтобы уберечь ребенка от сглаза и порчи. Чтобы ничего плохого не произошло, пристально наблюдали за ним. За ребенком. Смотрели – как ест, как спит, как плачет. Прикидывали в уме, какой у него будет дорога в будущем, пытались угадать характер. Так, если ребенок спал на спине, считалось, что он вырастет знаменитым. Если спит на животе, значит вырастет задумчивым. Станет мыслителем. Если спит, вольно раскинув руки и ноги в стороны, то наверняка вырастет батыром. Героем будет. Космонавтом или полководцем. А если спит, свернувшись калачиком, то это считалось не очень хорошо. Скорее всего, вырастет бесхарактерным, бесхребетным и беспринципным. И будет всю жизнь на поводу у других.
Если исходить из всех этих поверий, то почти весь наш парламент в младенчестве своем так спал, свернувшись калачиком. И до сих, по-моему, спит.
….О'кей-о'кей – не все! А лишь некоторые. То есть подавляющее большинство.
Подросших детей тоже могли сглазить. Поэтому мальчикам мастерили на голове айдар, это такая косичка. Хохолок. Девочкам стригли челку. Пришивали к одежде разные камушки, блестяшки, амулеты. Головные уборы украшали перьями филина, совы, беркута. Считалось, что дурной глаз и злые силы боятся пернатых хищников.
Такими же перьями декорировали целые кочевья. Втыкали в тюки или же заплетали пышные пучки перьев в гривы лошадей. Такие украшения назывались "қарқара". Иногда для красоты использовали даже перья попугая. Их обычно приобретали у проезжих торговцев. Да это и понятно. Откуда в казахской степи взяться попугаям? Поэтому их перья были страшным дефицитом и встречались крайне редко. Это сейчас их много. Потому что попугаев развелось вокруг видимо-невидимо…
Часто, чтобы у ребенка все было хорошо, ему присваивали имя знаменитого предка или же уважаемого в народе человека – батыра или акына. Нередко имя какого-нибудь хана или бия. Делалось это в надежде, что ребенок сможет повторить славные дела своего предшественника. Однако случалось, что ребенок рос болезненным и хилым. Тогда говорили: "аруақ қолдамады". То есть "дух предка не одобрил". В таком случае надо было отправляться к могиле этого славного человека и приносить в жертву барана. Может, тогда и одобрит…
А еще.
Еще, если вы зашли в чей-то дом, пусть даже на минутку, то обязательно должны прикоснуться к еде: переломить лепешку, выпить чашку чая, "ауыз тию" называется – "прикоснуться к пище". Нельзя уходить просто так и бежать сломя голову, даже если вам позвонил и вызывает к себе сам президент – орден хочет вручить. Ничего, пусть подождет. Если вы уйдете, так и не прикоснувшись к пище, то есть проявите неуважение к чужому дастархану, то вас в следующий раз вызовет к себе уже прокурор. И вручит уже не орден, а ордер. На арест.
Фото ©Турар Казангапов
И опять ж, если вы оказались в чужом доме, скажем, у соседей, а там идет ремонт, то вы обязательно должны помочь. Хотя бы подержать молоток для виду. Забить гвоздик.
Кстати, зашедшему к тебе домой нельзя задавать вопрос: "Не хочешь ли перекусить?" Это считалось некорректным. Надо было проявить правильное воспитание и сразу же звать за стол. Помните Кролика из Винни-Пуха? Это был очень воспитанный Кролик. Наверняка его предки имели отношение к настоящим казахам. Потому что он помнил: "Қонақ асы – тәңір ақысы" – "Принимая гостя, возвращаешь долг богу".
Особенно глупо этот вопрос будет звучать в наши дни. Потому что у нас примерно девяносто процентов населения не против хорошенько перекусить. Причем в любое время суток.
А еще нельзя бить детей. Нельзя бить животных. В особенности собак и лошадей. Они тоже создания божьи, только не говорят по-нашему, по-казахски, хоть и все понимают. И пожаловаться они не могут никому. А бог все видит. Он потом спросит с вас.
Бить можно было только козу. Кочевники считали ее не очень полезным животным и думали, что в ней может прятаться нечистая сила. Поэтому всякий раз, проходя мимо козы, степняк мог полоснуть ее плеткой. Так он изгонял из нее злых духов (бедная коза).
А вообще существовали строгие предписания насчет домашних животных. Например, такие.
"Если разговариваешь с кобылой, то нельзя указывать ей на недостатки". То есть нельзя обзывать ее толстушкой или, наоборот, худой клячей. Она может обидеться и заболеть. Или же у ней пропадет молоко. Кстати, во время доения ее нельзя ругать. Или повышать на кобылу голос. А если ты видишь, что кто-то доит кобылу, то тебе не следует подходить к нему и отвлекать. Пусть сначала закончит свое дело.
Не спи на закате, не свисти - в какие приметы верили казахи. Часть II
Нельзя считать скот. Вернее, считать можно, но очень осторожно. Не указывая на него пальцем. Для этого нужно взять в руки плетку или просто палочку. А на вопрос: "Сколько у тебя баранов?" все равно никто не даст точного ответа. Нельзя. Иначе будет падеж. А если падеж все-таки случился, то в старину кочевники придумали довольно интересный способ его остановить. Мне думается, нам, живущим сегодня невеждам, стоит взять его на вооружение.
Допустим, джут выкосил половину овец. Что нужно предпринять, чтобы его остановить?
Был такой замечательный способ. Приглашали зятя. Сажали его на почетное место и давали баранью голову. Он должен был ее всю обглодать. После того как зять все съест, он имел право как можно откровеннее высказаться в адрес ближайших родственников жены. Представляете?! То есть буквально вывалить все, что у него там накипело и что он о них обо всех думает. Можно было даже вспомнить всех поименно вплоть до седьмого колена. И ему за это ничего не было. Более того – благодарили!
Попробуйте проделать то же самое сегодня! Кто из зятьков вернется домой живым и невредимым?
А в те времена за этим скрывался большой смысл. Какой?
А смысл в том, что джут – это хаос. Это непорядок. А кочевники вышибали клин клином, то есть били подобное подобным. Боролись с перевернутой логикой той же самой логикой. По традиции зять не мог сидеть на почетном месте, ему нельзя было притрагиваться к бараньей башке и уж тем более говорить вслух что-либо предосудительное о матушке своей жены. Даже если ему этого очень хотелось…
Интересный обычай. Мне, например, нравится. Может, все-таки подумаем: внедрять или нет?
Скажем, случился у тебя на работе кошмар: налетели финполовцы и утащили компьютеры. Якобы на проверку. Или, к примеру, санэпидемстанция наложила запрет на использование микроволновки. Да мало ли! Менты завалились и угрожают, пожарники прибыли всей бригадой, комнаты стали опечатывать. Налоговики, акиматчики, прокурорский надзор… И все ждут мзды. А ты тут – раз – и зовешь к себе зятя, сажаешь его во главе стола и суешь под нос баранью голову! На, скотина, ешь! И далее – по старинному рецепту. И наутро всех как ветром сдуло. Никаких тебе прокурорских, никаких налоговиков с пожарными, никаких ментов с финполом! Всех подчистую!
Ну ладно, что-то я размечтался. Вернемся к нашим баранам.
В степи нельзя было воровать. "Ұрлық түбі – қорлық" – "Всякое воровство ведет к плохому".
Нельзя заниматься коррупцией: ""Жақсы – арына құл, жаман – қарнына құл". "Правильный человек – раб своей совести, а коррупционер – раб своего желудка". Примерно так можно перевести.
Существует еще множество примет и поверий. Народ их придерживался, дабы оградить себя от несчастий и следовать только правильным вещам. Редко кто сейчас помнит о них, и уж тем более еще реже придерживается. Может, поэтому у нас сегодня так много проблем?
Продолжение следует…