Что тянет Казахстан вниз в рейтинге конкурентоспособности? Неприятная, но, похоже, объективная новость: согласно последнему отчету Всемирного экономического форума, Казахстан опустился с 53-го на 57-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности.
Что тянет Казахстан вниз в рейтинге конкурентоспособности? Неприятная, но, похоже, объективная новость: согласно последнему отчету Всемирного экономического форума, Казахстан опустился с 53-го на 57-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности.
Падение в рейтинге последних лет в основном связано с проблемами макроэкономической среды, по показателям которой Казахстан опустился с 69-го до 98-го места(!).
Если брать декомпозицию рейтинга по факторам и выделить наихудшие места, то ТОП-5 наиболее проблемных факторов макросреды могут выглядеть следующим образом:
1. Инфляция (130-е место)
2. Надежность банков (114-е место)
3. Доступ к кредитам (98-е место)
4. Баланс бюджета (96-е место)
5. Национальные сбережения (60-е место)
Примечательно, что четыре из пяти самых проблемных факторов - это епархия монетарной политики и банковского надзора, за которые отвечает Нацбанк.
Если анализировать, что улучшилось, а что ухудшилось, то отмечается определенное улучшение по направлениям, за которые отвечает экономический блок правительства:
- баланс бюджета +12 позиций (96-е место);
- налоговые ставки +1 позиция (34-е место);
- госдолг +6 позиций (11-е место).
Вниз в рейтинге конкурентоспособности нас утянули же как раз показатели, за которые отвечает Нацбанк:
- инфляция -17 позиций (130-е место);
- надежность банков -9 позиций (114-е место);
- доступ к кредитам -9 позиций (98-е место);
- национальные сбережения -15 позиций (60-е место).
Несмотря на вроде как "снайперское" попадание в коридор инфляции 6-8 процентов по полугодию (в которое не очень верится), Всемирный экономический форум, похоже, весьма скептично оценил результативность проводимой Нацбанком уже более двух лет так называемой "политики инфляционного таргетирования".
Остаются вопросы к самому показателю инфляции. К примеру, за 2000-2016 годы индекс потребительских цен вырос на 389 процентов, а дефлятор ВВП за этот период вырос уже на 730 процентов.
Очевидно, что текущая имитация политики таргетирования инфляции с волатильностью и непредсказуемостью курса серьезно обостряет проблему доступа к кредитам и крайне отрицательно сказывается на деловой активности и инвестициях.
Вместе с тем упорно продолжает игнорироваться поручение Главы государства о том, что Нацбанк должен отвечать не только за инфляцию, но и за стимулирование роста экономики - так называемый "двойной мандат", который все никак не внесут в закон о Национальном банке.
Ссылка на The Global Competitiveness Report 2017–2018 https://www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017%E2%80%932018.pdf