Юбилейный, 90-й "Оскар" в этом году избежал прошлогоднего эксцесса с путаницей победителя, прошел гладко и, как всегда, феерично. Шоу не могло не получиться. Дорогие наряды не остались незамеченными. А это уже половина, если не больше, того, чем интересна церемония простому обывателю. Для остальных, кому важнее кино, вердикт американской Академии теперь послужит авторитетной рекомендацией к обязательному просмотру: must see.
Юбилейный, 90-й "Оскар" в этом году избежал прошлогоднего эксцесса с путаницей победителя, прошел гладко и, как всегда, феерично. Шоу не могло не получиться. Дорогие наряды не остались незамеченными. А это уже половина, если не больше, того, чем интересна церемония простому обывателю. Для остальных, кому важнее кино, вердикт американской Академии теперь послужит авторитетной рекомендацией к обязательному просмотру: must see.
Каждая церемония Академии всегда отстаивает свою новизну. Это то самое "впервые" и "рекордное", которое отличает ее от всех предыдущих. И 90-я премия - не исключение. Впервые в операторской номинации была представлена женщина - Рейчел Моррисон, впервые в номинации "Лучший режиссер" был назван Кристофер Нолан. Обладательница трех "Оскаров" Мэрил Стрип в этом году получила рекордную, 21-ю актерскую номинацию, Грета Гервиг стала пятой женщиной-режиссером, номинированной за всю историю премии, а 88-летний Кристофер Пламмер, представленный в актерской категории - самым пожилым исполнителем. Кроме того, впервые в числе номинантов оказались супергеройские фильмы "Логан" и "Стражи галактики 2".
Оказаться в обойме номинантов - уже успех. Просто у одних шансов чуть больше, у других меньше. И тут не последнюю роль играют не только мастерство и талант создателей, но и социально-политические настроения академиков. Например, ответ Голливуда Трампу, или "Оскар" не только для белых", или "униженным и оскорбленным женщинам посвящается!" - это когда Кристофер Пламмер реактивно меняет развратника Кевина Спейси (интересно, Ридли Скотт сам это сделал или ему кто-то посоветовал?).
Особое значение в деле получения "Оскара" имеют фактологические аргументы (кто-то уже отмечен "Золотым глобусом", а это прямая подсказка академикам, кто-то ни разу не получал "Оскар", а кому-то уже достаточно), а также желание поставить рекорд: скажем, ни у кого не было четырех "Оскаров" за главную роль, а тут Дэниэл Дэй-Льюис - уникальный и, возможно, последний случай поставить рекорд.
Ну и, наконец, даже эффектная благозвучность названия работает на привлечение внимания. Ну, скажем, "Прочь" - не просто отличный фильм, но и звучит для произнесения со сцены экспрессивно и лаконично - Get Out. "Форма воды" (The Shape of Water) - тоже ничего. А вот "Три Билборда на границе Эббинга, Миссури" уже длинновато. Не сразу запомнишь, громоздко, и как-то "по-дурацки", как сказал о названии сам режиссер Мартин МакДона. Кстати, "Прочь", сделанный всего за четыре с половиной миллиона и собравший в прокате 255 (!), отхватил золотую статуэтку за лучший оригинальный сценарий, за то, что оригинально, в жанре хоррора, обнажил неумирающий расизм американского общества, зашоренного пресловутой политкорректностью. Налицо три главных приоритета Академии: сильная история, отличное актерское исполнение и актуальный социальный месседж.
В этом году в этих приоритетах "Три билборда" должны были победить всех конкурентов (а их было восемь), став лучшим фильмом года, но Академия решила по-другому.
Стильный, загадочный, ироничный, авторский, и главное - диковинный фильм Гильермо Дель Торо "Форма воды" получил рекордное для нынешней церемонии количество номинаций - 13. Love-story про чудовище-ихтиандра и немую уборщицу имела множество шансов на успех: во-первых, отличная музыка Александра Деспла, уже удостоенная "Золотого глобуса", во-вторых, такая же награда за режиссуру, в-третьих, сказочная работа художника-постановщика, и, наконец, Дель Торо оставался последним из "трех амиго" Голливуда, который не имел "Оскара". У Альфонсо Куарона и Алехандро Иньярриту награды уже есть. В итоге Академия учла все главные шансы "Формы воды" и отдала мексиканскому мутанту "Оскары" за лучшие фильм, режиссуру, музыку и работу художника.
Кроме того, Алехандро Иньярриту (оскароносные "Выживший" и "Бердмэн") на этот раз получил почетный "Оскар" за короткометражку "Кровь и песок", посвященную мексиканским беженцам-нелегалам. Так что мексиканский троллинг, который американская Кинокадемия устроила Трампу в пику его угрозам выстроить стену между США и Мексикой, удался на славу.
Явной претенденткой на главный женский "Оскар" была Фрэнсис Макдорманд. Ей 60, она выросла в Америке, и ее все достали. С таким посылом и были сделаны "Три билборда", безусловно, лучшая драма года. Свой первый "Оскар" Макдорманд получила за роль беременной полисвумэн в черной комедии "Фарго". Теперь все стало гораздо жестче. Ее героиня Милдред теряет дочь и видит, что никому нет дела до этого преступления. Милдред само воплощение ярости. Не зла, а ярости. От злобы можно избавиться с помощью психотерапии. Именно ярость выводит картину на уровень античной трагедии и превращает героиню Макдорманд в героиню без страха и упрека, жаждущую справедливости, в эдакого Джона Уэйна с коктейлем Молотова в руках.
Абсолютно лучшая женская роль. Сомнений в этом "Оскаре" быть не могло. Партнером Макдорманд по фильму был Сэм Рокуэлл. И "Оскар" за роль второго плана достался ему по праву. Кому, если не ему!? Тем более, что Рокуэлл - актер из другого мира - инди-муви, а значит, Академия награждает не только "своих". В аналогичной номинации "Лучшая женская роль второго плана" победила Эллисон Дженни, виртуозно перевоплотившаяся в образ матери фигуристки Тони Хардинг в спортивной драме "Тоня против всех". Пожалуй, самая очевидная и предсказуемая актерская награда ожидала Гари Олдмана за роль Уинстона Черчиля в картине "Темные времена". Академии всегда нравились сказочные превращения души и тела. Но как ни пытался Олдман делать это, играя до невероятного правдоподобия Дракулу, Бетховена или русского террориста Коршунова - "Оскар" его явно игнорировал, не удостаивая за эти превращения даже номинации. И вот теперь абсолютная очевидность. И дело здесь не только в шикарном гриме (отдельный "Оскар" за это получил легендарный японец Кацухиро Цудзи). Манеру, походку, характер, голос и взгляд загримировать невозможно. И в канун своего 60-летия Олдман получил заслуженный подарок.
Одна из самых интригующих номинаций не столько для Америки, сколько для всего мира - "Лучший фильм на иностранном (не английском) языке". В финальной пятерке сошлись Швеция, Венгрия, Чили, Россия и Ливан. Главными плюсами Ливана и Чили было то, что они никогда не получали "Оскар". А выйти в финал из 92-х стран - уже знак качества. Ну и, конечно, многих интересовало, получит ли "Оскар" Андрей Звягинцев за свою "Нелюбовь". Со второй попытки после "Левиафана". Кстати, за день до "Оскара" французы отметили "Нелюбовь" как лучший иностранный фильм премией "Сезар". В итоге Академия обласкала "Оскаром" трансгендерную драму "Фантастическая женщина", тем самым впервые наградив Чили. В утешение Звягинцеву - предложение от Голливуда снимать остросюжетный сериал для компании "Парамаунт".
В остальном все было очевидно и заслуженно. Лучший звук - "Дюнкерк", лучшие костюмы - "Призрачная нить", лучшие визуальные эффекты и лучший оператор - "Бегущий по лезвию 2049", лучший анимационный фильм - "Тайна Коко".