На прошедшей неделе в Семее учительница ударом дневником по голове отправила на больничную койку восьмилетнего школьника. Тот пришел неподготовленным к уроку. Преподавательница вспылила и сначала поставила двойку, а потом решила и посильнее проучить нерадивого. До сотрясения мозга. Сейчас идет разбирательство: била - не била, дневником - не дневником…
На прошедшей неделе в Семее учительница ударом дневником по голове отправила на больничную койку восьмилетнего школьника. Тот пришел неподготовленным к уроку. Преподавательница вспылила и сначала поставила двойку, а потом решила и посильнее проучить нерадивого. До сотрясения мозга. Сейчас идет разбирательство: била - не била, дневником - не дневником…
Но, может быть, главное тут как раз в другом. Если бы не сотрясение мозга, многих бы удивил этот случай в Семее, попал бы он прессу? Да каждый день в школах стучат дневники о головы учеников, не говоря уже о крике и оскорблениях. От тех же самых женщин, что перед экраном могут всплакнуть от жалости к сироте и убогому, и у которых никогда не поднимется рука ударить чужого ребенка. Мы ведь понимаем: они вовсе не изверги. Так что же меняется в классе?
Там они получают власть, искренне считая ее законной. Потому что знают, "как надо", это написано во всех методичках и приказах по министерству. Им нужен запрограммированный результат, а не всякие там ширли-мырли. Как говорится, "білімнің басы - бейнет, соңы - зейнет”. (В учении трудно, да плоды учения сладки).Так что не важно, какой дорогой мальчик шел сегодня в школу, что за песенка в это время крутилась у него в голове и о каком подарке он мечтает на день рождения. Здесь ты не мальчик, не девочка и не мамино дитятко - ученик. Так что должен жить по установленным правилам. И хранитель устоев - твой учитель, он хозяин положения. Вот вернешься домой…
А дома, в общем, тоже самое. Точно такую же власть чувствуют и родители в семье, для которых ребенок еще и не человек даже. Вот подрастет, выучится, тогда пусть поступает, как считает нужным. А пока живет в моем доме - будет делать как скажу. Потому что мама с папой лучше знают, чего дитя хочет. Им тоже нужен результат: образованный, приятный во всех отношениях ребенок. А остальное - поговорить, расспросить, приласкать - лишь средства воспитания? Чего же мы удивляемся младенцам в мусорных баках? Все же понятно: для матерей они не выгодный материал. Пока дождешься отдачи - собственную жизнь забудешь.
Давно известно, "өмір - үлкен мектеп”. (Жизнь - самая большая школа). На прошедшей неделе всех переполошили события в Астане. Здесь полиция, разгоняя неразрешенную акцию протеста, волокла в свои автобусы всех без разбора - и взрослых и детей. Хороши, конечно, обе стороны. Одни навесили плакаты на малолетних, прикрываясь ими как живым щитом: не будут же взрослые дядьки пробиваться к недовольным через детей? Другие - выполняли приказ. Надо прекратить митинг? Надо. Они и остановили его, как предписано. Какие претензии? Претензий нет. Есть ужас от всего увиденного - от детского воя и рыданий в давке у полицейского автозака. Слушайте, ну ведь кроме законов, инструкций и распоряжений есть еще и просто жизнь. Ну, не надо втягивать детей в свои распри. Нельзя, чтобы они плакали и запоминали с малых лет и на всю жизнь арестантский автобус.
Мы же знаем, как резко меняется человек, получая хоть немного воли над другими. Старослужащий над "салагой", учитель над учеником, родители, полицейский, чиновник… Такая власть, как правило, строится на одном правиле: я лучше знаю, как надо! Ей чужды сомнения и размышления. Мы видели, знаем, можем сами рассказать многое. Про других. А о себе? Не зря мудрецы говорили: "Оқығаныңды айтпа,тоқығаныңды айт”. (Говори не о том что вычитал, а о том, что осмыслил).
Стоит ли пятерка в дневнике второклассника сотрясения мозга? Квартира - ужаса ребенка перед погонами и дубинками? Собственное национальное самосознание унижения чужого?
Соседняя Россия никак не может отойти от Олимпиады. Ей хочется новых побед и поверженных соперников. Собираясь у экранов телевизоров люди продолжают истово болеть за "наших" против "чужих". Точно так же, как в дни спортивных баталий, не вставая с места, гнали участников состязаний вперед: Давай! Ты можешь! Только теперь место действия из Сочи перекатилось в Киев и Симферополь.
Бабушки на скамейках у подъездов сходятся в прогнозах: конечно, мы заберем Крым, он всегда был наш, так что нечего тут!.. Недавние бомжи становятся патриотами с большой буквы. Между первым и вторым стаканом грозят Америке: пусть только попробуют сунуться! Они, дескать, сами вон каких делов наворотили, а мы чем хуже? Знающие люди учат: "өзі білмегенніңаузына қарама”. (Не заглядывай в рот тому, кто сам ничего не знает). И мало кто задумывается о том, что речь идет не о полуострове с замечательной природой, но о людях, там живущих. С зарплатами, пенсиями - кто их будет теперь платить? С детьми и внуками - какое у них будущее настанет? Может быть, все будет хорошо. А может, и нет - кто знает? Но отовсюду гремит, как марш в старом репродукторе: своих не сдаем! Мы им покажем! Что вдруг произошло с этими еще вчера обычными людьми? Что и кому они собираются показать?
Так измученный дедовщиной новобранец наконец переходит из разряда гонимых в касту повыше и начинает сам гонять новичков почище своих мучителей. Или болельщик у телеэкрана заменяет подневольную повседневность правом безопасно отругать любого футбольного гения.
Но всякое спортивное сражение имеет временные границы. Всем же известно, когда закончится тайм, период, сет. А жизнь вроде бы всегда оставляет надежду на добавленное время. Или это все-таки плей-офф: проигравший выбывает? Тут ведь главное понять, ради чего мы ввязались в эту игру и что в ней победа... Помните, "Ат сүрінбей жер танымас, ер сүрінбей ел танымас”?( Конь, не споткнувшись, дорогу не изучит; джигит, не споткнувшись, мир не узнает).