Блоги
17 февраля 2020 | 13:22

"Друг, племянник, зять, брат, дочь друга" - о системе "агашек"

Иллюстративное фото: elements.envato.com

Это авторская колонка врача Эрика Байжунусова 

Это авторская колонка врача Эрика Байжунусова 

Практически во всех странах кто-то кого-то из своих родственников тащит по жизни, и все об этом знают. И даже не скрывают. Если они работают в одной сфере, то это называется командой, если в разных – клан. Заражены этой болезнью как простые начальники, так и президенты.

​Наверно, это в природе человека. Не можем мы не думать и не помогать своим родственникам. Если кто добился чего, то непременно вокруг него собираются все его близкие и дальние родичи. Такова человеческая сущность.

​Клановость очень развита и в медицине. И это вполне понятно, поскольку ремесло врача всегда передавалось от родителя к детям и от учителей к ученикам. Так передавался бесценный опыт старшего поколения. Тут все ясно и очень хорошо. Хотя всегда были и перегибы. Особенно в годы перед и после развала СССР. Получение кандидатских, докторских и других всевозможных степеней приобрело ярко выраженный клановый окрас. Это стало бизнесом. Причем весьма прибыльным. И за это время мы "нашлепали" столько ученых, что можно было бы построить целые институты в каждом ауле.

​Позже все стали магистрами, докторами философии и др. Система на небольшой промежуток времени потеряла свою актуальность, но потом возобновилась. Сейчас каких только букв нет перед фамилией руководителей среднего и высшего ранга в любой отрасли. Наверно, и это хорошо. Пусть будет, ладно.

​Но я вот о чем. "Ты/он/она чей/чья?" - это чуть ли не главный вопрос, который задается при назначении кого-либо на должность. Потом выясняется принадлежность человека к клану и определяется соразмерная его статусу степень уважения. Или он "временный", то есть пока есть агашка или "непотопляемый", то есть вообще крутой. Первых терпят, потакают во всем, уважают, улыбаются и все ждут перемен. Снесли "крышу", и все. Нет и его.

​Если уж сам не додумался уходить, то снесут. Иногда очень больно. И чем выше "крыша", тем дольше будешь падать. Вторых терпят. Пока сам не уйдет на повышение.

​Один очень умный человек мне сказал как-то при беседе: "Пойми, сынок, у больших людей всегда большие проблемы, и их хватает на все окружение". Я запомнил это, и жизнь неоднократно демонстрировала правильность его слов.

​Некоторые агашки вообще не скрывают своих предпочтений. Придя на должность, они сразу же меняют все свое окружение на "своих". И все знают про это и даже знают, кто, кем и чем будет заниматься. Это его друг, племянник, зять, брат, дочь друга и т. д. и т. п. Если некоторые умело скрывают свои политические "корни", то некоторые, наоборот, этим бравируют.

​Одному такому руководителю мы ежемесячно объявляли выговор за плохую работу. Он и не сопротивлялся, но однажды на совещании во всеуслышание заявил: "Вы же все равно не сможете меня снять, зачем постоянно мне выносите свои выговоры?!" И он был прав. Наш руководитель потом вызывал его в кабинет и за чашкой чая объяснял, что по-другому никак не мог поступить. Тот с пониманием слушал и улыбался и после так и продолжал ПЛОХО работать. Когда его проводили на пенсию, гулял весь регион, вздохнув с облегчением.

​"Это, бабушка, у вас от старости", - непродуманно ляпнул наш лор-врач как-то жене высокопоставленного человека, пришедшей на прием с жалобами на тугоухость. Бабушка передала мужу, муж с возмущением позвонил главному врачу. Врача руководство уволило, и бедному пришлось уехать в другой район.

​Иногда просто завидуешь ребятам с агашками. Тут убрали, он там, там выгнали – он тут. И так всю жизнь. Красиво. Тронешь таких - и такие звонки начинаются. Легче самому уйти. Даже если ты аким или министр.

​К чему я все это? Изжить это нам вряд ли удастся в ближайшем будущем. Это впиталось очень глубоко. Есть, конечно, исключения. Изредка назначаются и пахари. В основном для того, чтобы выправить ситуацию после родственников агашек. Но как выправил – ты тоже свободен, если место блатное. Освободи место для другого счастливого племянника, зятя и т. д.

​А что делать остальным? "Лысым", как говорят про тех, кто без крыши? Обычно счастливые племянники ждут повышения или же особо не вникают в суть работы. Стало быть, кому-то надо это делать. Вот им и приходится это делать, иногда всю жизнь. Этих "пчелок" нашей системы знают все, с ними советуются, их слушают, уважают. Они всегда, а порой всю жизнь на вторых ролях. Они привыкают к этому. Начальники меняются, а они остаются и сохраняют систему.

​Но каждое необдуманное назначение счастливчика откатывает больницу, поликлинику, организацию лет на 5 назад, к сожалению. Связь поколений рвется, а иногда уходят "пчелки". И все. В коллективе раздрай, телеканалы, комиссии, проверки и т. д.
​Кто назначал - те в стороне. Приходится министру ездить самому и закрывать проблему своим телом и авторитетом.

​Так что, когда в следующий раз увидите такой очередной репортаж о скандале вокруг кого-то, в первую очередь спросите: "А чей/чья он/она?" - и вам все станет ясно.

Берегите себя и хороших врачей!