Блоги
24 апреля 2016 | 21:43

"Экипаж" Николая Лебедева: аттракцион страстей человеческих

Олег Борецкий Кинокритик

Для тех, кто не любит читать рецензии до конца, сразу хочу сказать: фильм Николая Лебедева "Экипаж", вышедший на наши экраны, нельзя не посмотреть. Это отлично сделанная картина, зрелищная, эмоциональная, проникновенная, соединяющая в одном формате и мелодраму и фильм-катастрофу.

Для тех, кто не любит читать рецензии до конца, сразу хочу сказать: фильм Николая Лебедева "Экипаж", вышедший на наши экраны, нельзя не посмотреть. Это отлично сделанная картина, зрелищная, эмоциональная, проникновенная, соединяющая в одном формате и мелодраму и фильм-катастрофу.

Снятая по мотивам невероятно популярного и любимого в народе одноименного фильма Александра Митты (как-никак лучший фильм 80-го года тогда посмотрело 70 миллионов зрителей), новая картина окупила все ожидания на качественный романтический блокбастер, вызывающий у зрителя чувства никак не меньшие, чем предыдущий кинохит Николая Лебедева "Легенда №17".

Надо сказать, что попытки российского кино последнего десятилетия облачить советские шедевры в  современные одежды потерпели полную неудачу, от "Иронии судьбы" до "Джентльменов удачи". Как ни старайся, тут либо печальная ностальгия получается, либо жалкая пародия. Исключение вроде "А зори здесь тихие..." только подтверждает правило. Так что, постсоветский ремейк - дело заведомо обреченное.

Повтори новый "Экипаж" тот же самый сценарий - он бы проиграл. Даже при самых навороченных спецэффектах, не то что переиграть, но даже повторить актерские образы и характеры советского фильма ему бы не удалось.

И Лебедев пошел по другому пути - он снял творческий ремейк, с похожими мотивами, но с другими обстоятельствами и отношениями. Наследуя общую сценарную схему: земная жизнь летчиков в первой части - небесное испытание-катастрофа во второй, он показал другие характеры. И при этом сделал главной драматической составляющей фильма конфликт отцов и сыновей.

Когда вспоминают старый "Экипаж", о нем говорят, как о первом советском фильме-катастрофе, снятом по тем временам совершенно эффектно и за смешные деньги (предмет зависти и удивления американцев). Правда, как объяснял Александр Митта, катастрофа в фильме не главное, хотя это и важная жанровая фишка. "Экипаж" был по-сути сказкой о трех богатырях: Илья Муромец (Георгий Жженов) - воплощение отеческой заботы, мудрости и мужской твердости, Добрыня Никитич (Анатолий Васильев), другой отец, которому не повезло с женой, но повезло с человечностью, и, конечно, Алеша Попович - секс-символ 70-х Леонид Филатов. Но главное, "Экипаж" был фильмом о семье, у каждого из героев она складывалась или не складывалась так, что в итоге возникали все возможные вариации семейных драм, конфликтов и будней. Сам экипаж летчиков становился сплоченной семьей. И даже в небольшом эпизоде с самолетом, захваченном террористами, Митта сделал акцент на семейные ценности: отдав ребенка, Комаки Курихара, специально приглашенная для этого эпизода, возвращалась в захваченный самолет, потому как не могла бросить мужа. Проще говоря, гениальность Митты состояла в том, что также, как "Крестный отец" Копполы был фильмом не о мафии, а о семье, также и "Экипаж" - это картина не о летчиках и катастрофе, а о той же семье.

И вот спустя без малого 40 лет Митта доверил ремейк своего детища Николаю Лебедеву, режиссеру, который бережно чтит традицию в ее позитивном значении. Эта традиция тянется Лебедевым от военно-патриотической "Звезды" к спортивно-патриотической "Легенде №17" и от нее к воздушно-патриотическому "Экипажу". Сегодня, когда "распалась связь времен", Лебедев остается последним романтиком, который напоминает зрителю о преемственности и нравственных устоях, о чести и достоинстве. Именно это объединят героев двух "Экипажей", именно на этой основе Жженова, Филатова, Яковлеву, Машкова, Козловского, Грудите и всех остальных можно представить в одном авиаотряде. Уважая традицию, Лебедев снимает в эпизоде своего учителя и вдохновителя Александра Митту и Александру Яковлеву (теперь она уже не милашка-стюардесса Тамара, скрутившая в конце концов ловеласа Филатова, а не ушедшая из авиации Тамара Игоревна). Я думаю, если бы были живы Георгий Жженов и Леонид Филатов, Лебедев и им бы нашел в своем фильме "напоминающие" роли.

По старому "Экипажу" многие вспомнят, какие чудеса проделал с аварийным самолетом Ту-154 Александр Митта. Новый фильм и здесь сохранил верность традиции и не изменил Родине с вездесущими "Боингами". Главный аттракцион, сделанный захватывающе-безупречно, теперь закручен на двух самолетах: Ту-154 и Ту-204. И кто бы сомневался, что это будет первоклассный триллер, ведь за 37 лет технологии кино ушли далеко вперед, иначе и не могло быть.

В "Экипаже", как всегда у Лебедева, отличный актерский состав. Данила Козловский в главной роли - еще один, после хоккеиста Валерия Харламова из "Легенды №17", герой нашего времени, влюбленный в небо пилот от Бога ("у нас руки, а у него крылья"). Да, он безрассудный и импульсивный, но с обостренным чувством долга и справедливости. Заматеревший Владимир Машков, с неизменной печатью суровости и стоического мужества, улыбнется только в финале, а чувство стыда испытает только один раз, за то, что не дал по физиономии мерзкому олигарху. И только главная героиня - "девушка Бонда" (литовская актриса Агне Грудите) - теперь уже не стюардесса, а второй пилот. Делая в этом реверансе уступку феминизму, Лебедев, тем не менее, в кульминационный момент лишает ее этого равенства полов. И вся женская гордыня в итоге оборачивается полной химерой, поскольку рядом с женщиной оказывается настоящий мужчина.

Новый "Экипаж" по своему посылу картина антипатриархальная. Она о сыновьем бунте против сильного отца, его власти, правил и запретов. В пределе она против закостенелой патриархальной иерархии сильных мира сего. Но с другой стороны, она о безграничной отеческой любви, защищающей и спасающей. Позитивный миф фильма - в подлинности мужского начала. Своей картиной Лебедев честно заслужил скупые мужские и обильные женские слезы зрительного зала (его величество катарсис как цель искусства), поскольку романтизировал это мужское начало, вернув на большой экран достоинство, мужество и честность. Он сохранил сказку о трех богатырях в лице Сергея Шакурова, Владимира Машкова и Данилы Козловского. Насколько же должен был деградировать мужской мир, став мелочным, завистливым, жадным и тупым, не способным к ответственности и элементарной порядочности, чтобы естественные для мужчины поступки вызывали восхищение и слезы?!

Что интересно, иностранцы воспринимают "Экипаж" совсем не так, как постсоветский зритель. Для них это голливудский триллер-экшн с совершенно непонятно затянутой первой частью про личную жизнь героев. Совсем другое дело наша реакция на фильм.

Давно замечено, пока эксперты и аналитики ставят диагноз обществу, кино пытается найти в этой ситуации хоть какое-то утешение. Когда импотенция власти становится неизлечимой и  далеко не сильные, а жалкие мира сего слезливо просят прощения за свои делишки, когда карьерный рост происходит по принципу "прогиб засчитан", а грубость и хамство на всех уровнях (от супермаркета до борта самолета) становятся нормой, тогда все объясняет теория Альфреда Адлера: воля к деньгам и власти является прямой компенсацией неполноценнности.

Что делает кино в такой ситуации "мужского вакуума"? Оно пытается восполнить недостающее. Ностальгия по сильным чувствам и настоящим поступкам растет в прямой зависимости от их отсутствия в жизни. Зритель хочет видеть на экране, от виртуальных блокбастеров до индийского кино, то, чего ему не хватает в жизни. И пусть это будет иллюзия и сказка - здесь все по Пушкину: "над вымыслом слезами обольюсь".

О новом "Экипаже" можно долго спорить, ремейк это или нет, в чем он совпадает с оригиналом, а в чем нет. Но нельзя отрицать одно - Николаю Лебедеву удалось главное - содать ремейк чувств, которые сегодняшний зритель может испытать, также как и зритель 37 лет назад. И лишь одного не хватало мне в новом "Экипаже" - музыки Альфреда Шнитке, которая так удивительно точно интонировала старый советский фильм.