Элита Киргизии - обманутые ожидания
Количество партий – яркий показатель того, что политическая элита республики слишком дифферентна – в первую очередь, по интересам, которые чрезвычайно поляризованы. В среде киргизских политических партий отсутствует какая-либо программная или идеологическая конкуренция: все, что мы сейчас наблюдаем – это только очередные этапы тривиальной борьбы за власть. Это не политические реформы и даже не политический процесс. Состоявшиеся выборы – это борьба региональных элит за финансовый и административный ресурс. Это всего лишь затянувшееся переформатирование межклановых отношений, которое сосредоточено вокруг главной проблемы азиатского способа производства — «власть-собственность», описанной в свое время еще Карлом Марксом… Это ситуация, когда власть не равна управлению, а представляет собой лишь способ личного обогащения для обладающих ею. Это – вполне естественное возвращение к феодализму, прерванному советизацией первой четверти двадцатого века.
Учитывая ограниченность ресурсов в Киргизии, можно легко объяснить ожесточенность борьбы между киргизскими лидерами и группами элиты. Большинство киргизских политиков представляют из себя амбициозных людей, отражающих не общенациональные или партийные интересы, а региональные, кланово-трайбалистские, или просто семейные и личные честолюбивые пристрастия. Одним из вполне объяснимых желаний такого рода людей было стремление к расширению возможности получения престижных то есть доходных должностей в государственном аппарате для себя и своих сторонников, включая родственников. Демократические институты представляют для этого вполне удобную форму.
Полное отсутствие устоявшихся норм политической жизни сегодня позволяет огромному числу людей, относящих себя к киргизской политической элите, осуществлять попытки самореализации в качестве лидеров нации. Поэтому сущность киргизского псевдополитического процесса позволяет, в свою очередь, понять: формирование каких-либо коалиций в создаваемом в эти дни парламенте – дело временное. И декларируемая борьба за парламентаризм или возвращение к президентству – это не борьба нового и прогрессивного с прежним и консервативным. Это новый виток противостояния одних и тех же лиц. Чрезвычайно важным в происходящем является практически окончательное подчинение большинства киргизских политиков преступному миру, представители которого уже открыто занимают критически важные позиции во всех структурах управления республикой – достаточно внимательно посмотреть партийные электоральные списки. Исполнительна власть, как и местная, далеко от политпартий в сращивании с криминалом не ушла. Есть примеры того, как криминальными авторитетами «смотрящий» над одним из оптовых рынков был назначен мэром одного из крупнейших городов республики. Криминалитет, бывший опорой бакиевской власти, укрепляет свои позиции и в новых условиях, благодаря нарастающему потоку наркотиков из Афганистана.
Происходящее затягивание с обнародованием окончательных итогов выборов может означать попытку отменить эти итоги. Для президента Розы Отунбаевой и ее окружения, а также всех откровенно проамериканских сил, эти итоги – доминирование в списках партий и лидеров, заручившихся поддержкой Москвы, а значит и обязанных ее определенные пожелания реализовывать, российские и казахстанские ангажементы Феликса Кулова или Омурбека Бабанова малоприятны. По сути, вокруг итогов выборов сегодня происходит процесс уточнения внешнеполитической ориентации всех основных киргизских политических сил.
Лидры «Ар-Намыса», «Ата-Журта», «Республики» летят в Москву, а в Бишкек прилетает заместитель помощника госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Сьюзан Эллиот и встречается с Отунбаевой, лидером партии «Ата-Мекен» Омурбеком Текебаевым… Отунбаева – политик однозначной прозападной, проамериканской ориентации. Ее союзник по этой ориентации – Текебаев, лидер «Атамекена», по итогам выборов находится в сложном положении, его партия набрала наименьшее из всех проходящих в парламент партий число голосов. Налицо желание взять реванш, но непонимание того, каким образом это осуществить. На текущие позиции Отунбаевой однозначно отрицательно может повлиять такое развитие событий, когда нынешние конфликты с не прошедшими в парламент партиями не локализуются, а получат какое-то серьезное развитие. Тогда и на сами выборы ляжет тень «сфальсифицированности». Еще менее конструктивно подвести Центризбирком к решению об отмене выборов – это будет означать новый и чрезвычайно острый виток нестабильности, в котором и Отунбаева, и Текебаев сами могут потерять все, оставив американский госдепартамент (и Пентагон с его конкретным «базовым» интересом) вовсе не у дел…
Признание результатов выборов – плюс-минус в том виде, как они представлены в предварительных сообщениях – будет означать, что сформируется парламентско-правительственный тандем с пророссийским фигурами во главе этих ветвей власти, тогда возможности Отунбаевой будут жестко лимитированы теми полномочиями, которые прописаны в ныне действующей конституции. Какой-то особой свободы маневра у нее не будет. Куда приемлемее сценарий, по которому, гипотетически, во главе парламента и/или правительства становятся более приемлемые для нее фигуры типа Текебаева или лидера Социал-демократической партии Алмазбека Атамбаева, окажется, вполне возможно, что конституция – не такая уж догма… Исполнение любых законов всегда корректируется через наполнение теми или иными персонами, через человеческий фактор. При этом нужно понимать еще и фактор времени – у Отунбаевой его около года. Затем - президентские выборы, в которых ее участие исключено.
Роза Отунбаева сразу после завершения голосования поспешила заявить о демократичности выборных процедур. Омурбек Текебаев, лидер партии "Ата-Мекен", отмечал, что в ходе голосования "применение административного ресурса было минимизировано". Лидер СДПК Алмазбек Атамбаев назвал главным результатом выборов "победу большинства нашего народа, в апреле добившегося того, что страна пошла по иному, чем прежде, пути". Все эти оценки с точки зрения конкретных интересов их авторов были весьма и весьма преждевременны, но теперь им, кто с 7 апреля составлял основу временной власти, будет трудно отказаться от своих заявлений и поменять точку зрения на прямо противоположную.
Начало работы нового парламента – определенная точка на пути возвращения республики в русло нормальных социально-экономических и политических процессов. Не окончательная, но, тем не менее, как точка нового отсчета необходимая. Предполагаемый состав парламента сложен – от откровенных националистов (достаточно вспомнить лидера «Ата-Журта» Камчибека Ташиева с его высказываниями о том, что «если какая-либо нация в нашей стране, русские, узбеки, турки или китайцы скажут, что они находятся наравне с киргизами или выше них, тогда государство развалится») до рыночников-космополитов типа того же Омурбека Бабанова. Альянс «Ар-Намыса» Феликса Кулова и «Ата-Журта» с «Республикой» Омурбека Бабанова, контуры которого сегодня просматриваются и вызывают недовольство и Отунбаевой, и иже с нею, как и их американских кураторов, этот альянс вряд ли будет долговечен, но как инструмент новой конституционной реформы вполне возможен и реален.
Природа киргизской политики новейшего времени такова, что вряд ли хоть один долгосрочный прогноз способен сбыться. Разве что уже вполне очевидный – о несостоятельности киргизской государственности как таковой.