Энергомыла хватит на всех
Картина "Облачный атлас", вышедшая на наши экраны, пожалуй, самый умопомрачительный и самый невразумительный фильм этого года. После просмотра этого почти трехчасового эпоса в жанре философского фэнтези и антиутопии невольно теряешься в выборе оценки: бредовая эклектика или откровение постмодерна? Коэльо остается где-то в доисторическом прошлом, а "Аватар" кажется детской игрушкой.
Очарованным и заинтересованным зрителям предлагается открыть литературный источник - одноименный роман Дэвида Митчелла. Срабатывает проверенный принцип: понравился фильм - прочитай книжку!
Что характерно, "Атлас" в некотором роде не американское кино, для Голливуда как апологета среднестатистического тинейджера - основного потребителя киноиндустрии - фильм слишком сложный и слишком длинный. Поэтому бюджет в 100 миллионов, собранный из независимых источников и воплощенный на просторах Германии, США, Гонконга и Сингапура, полностью пустили на свободу творчества.
Киноассоциации детища Тыквера - Вачовски можно перечислять до бесконечности. Том Тыквер, ставший известным после хита "Беги, Лола, беги", скроенного по принципу "3 в 1" на этот раз подключился к проекту "6 в 1". Энди и Лана Вачовски собирались соединить "Космическую одиссею" Кубрика с "Моби Диком", а в итоге напомнили весь пантеон умного кино, включая "Бегущего по лезвию", "Столкновение", "Господина Никто", "Фонтан" и "Древо жизни".
13 лет назад "Матрица" стала не только спецэффектным прорывом в мире кино, но и экранным пособием по философии. Братья Вачовски, предложив выбрать красную таблетку прозрения, повели вниз по кроличьей норе и открыли дверь в подлинную реальность: жизнь - это сон, от которого хочется проснуться. Связь с буддизмом была очевидной.
За время после "Матрицы" братья Энди и Ларри Вачовски стали братом и сестрой - Энди и Ланой. Старший из братьев сменил пол, что отчасти повлияло и на замысел "Атласа": реинкарнация героев фильма не знает ни половых, ни национальных преград. Вот такая транссексуальная метаморфоза. В жизни и в кино.
События "Облачного атласа", как капли в океане, разбросаны по эпохам и континентам. История, которая начинается в 1846 году, переносится то в Кембридж 1936-го, то в Сан-Франциско 1973-го, то в Нео-Сеул 2144-го, то на постапокалиптические Гавайи 2346-го, образуя фейерверк разных времен и судеб. При этом зрителю предлагается поломать голову над неисповедимыми путями кармы.
Том Хэнкс в очередной раз подтвердил свой актерский статус, Хьюго Уивинг доказал, что зло неистребимо, а девушка-фабрикант Сонми-451 (одна из шести реинкарнаций кореянки Пэ Дуны), которую кормят энергомылом и заставляют жить по заповеди "Почитай потребителя своего", стала самой яркой героиней империи фастфуда, отстаивающей право на свободу и любовь.
Фильм интересно смотреть как игру-головоломку. Дело в том, что в каждой из шести предложенных историй почти каждый актер играет нового персонажа. Тем самым нам предлагается узнать по пять-шесть реинкарнаций Тома Хэнкса, Холли Берри, Сьюзен Сарандон или Хьюго Уивинга. Сразу скажу, что выиграть в этой игре практически невозможно, поскольку фантастический грим (как минимум номинация на "Оскар") и перевоплощение актеров в персонажей другой расы и пола (привет Ларри, ставшему Ланой) феноменальное.
Мировоззренческих вопросов в картине - с избытком: Кастанеда, Беркли, Филипп Дик и Солженицын. Последний упоминается не просто всуе, а является важным идейным элементом фильма. Под стать загадочной русской душе создатели фильма сотворили свой ребус. Так и хочется сказать: умом Вачовски не понять, аршином общим не измерить, у них особенная стать, в Вачовски можно только верить. Стать "Атласа" действительно особая - он не похож ни на что до сих пор созданное в кино. Что касается веры, то картина заставляет поверить в перевоплощение души.
В этом и состоит ответ на сакраментальный вопрос: про что кино? Про переселение душ.
"Облачный атлас" - безбашенное фэнтези на тему реинкарнации. Теперь к заманчивому индийскому соблазну проживать несколько жизней, подкрепленному ощущением дежавю, добавился эффектный киноаргумент, заставляющий поверить в перевоплощение.
"Атлас" - произведение постмодернистское, а значит, соединяющее в одно целое философскую заумь и захватывающее зрелище.
В формате антиутопии Тыквер и Вачовски показали, к чему может привести полное уничтожение на Земле среднего класса: в далеком 2346-м человечество постигнет антагонизм пещерных людей и астронавтов.
Мимоходом в визуальный винегрет создатели "Атласа" ввели антитоталитарную идею. Как связь времен звучит кредо: "Я не потерплю ущемления своих прав", а Солженицын, запрещенный к чтению в Сеуле 2144 года, становится символом свободы: "Оставляя человеку собственность, вы сохраняете над ним власть, лишая его всего, вы делаете его неподвластным себе".
"Облачный атлас" - название секстета, музыкального произведения, которое пишет один из героев фильма. Однако важнее другой, метафорический смысл.
Наши души подобны облакам, плывущим по небу. Одна форма сменяется другой, и вот мы уже изменились до неузнаваемости. Атлас позволяет увидеть, где мы сейчас находимся, в каком облике и в каком веке.
В 1996 году, когда Вачовски были еще братьями, они сняли оригинальную и стильную картину о том, как две лесбиянки "кинули" мафию. Фильм назывался "Связь". И вот теперь они поднялись к высотам вселенской связи всех человеческих существ, повторяя в своем фильме как догму: "Мы все не являемся хозяевами своей жизни, потому что от рождения до смерти связаны друг с другом". А кто же спорит - все взаимосвязано и, как писал Дэвид Митчелл: "Если путешествовать достаточно долго, то встретишь самого себя".