Если есть душа, то она, наверняка, звучит как кобыз
Речь сегодня пойдет, пожалуй, о самом интересном, самом магическом казахском народном музыкальном инструменте - кобызе.
История кобыза начинается с легенды о Коркуте. "В давние времена жил юноша по имени Коркут. И когда ему исполнилось 20 лет, он увидел вещий сон: к нему явился старец в белых одеждах и рассказал ему, что век его будет недолог, всего 40 лет. После этого сна Коркут решил искать бессмертие. Снарядив свою верблюдицу по имени Желмая, он отправился на поиски своего спасения. Коркут побывал во всех 4 углах древнего мира, везде ему встречались люди, роющие могилу, и на его вопрос, для кого эта могила, отвечали: "Для Коркута". Поняв, что его поиски бессмертия ни к чему не привели, переполненный скорбью он вернулся в центр Земли, на берега родной Сырдарьи. Вернувшись, Коркут сделал кобыз из ствола старого можжевельника. Нижнюю часть деки инструмента он обтянул кожей с горла своей верблюдицы, которую принес в жертву. Оставшуюся часть шкуры он расстелил на водах Сырдарьи и, сидя на ней, день и ночь играл на кобызе. Игра Коркута привлекала всех живых существ - слетались птицы, прибегали звери, пытались к нему пройти через пески и люди. Все, в ком теплилась жизнь, сидели на берегу и слушали кобыз. Пришла и Смерть, чтобы забрать душу Коркута, но он продолжал играть. И пока пел кобыз Коркута, Смерть была не властна забрать кого-то из этого мира. Но однажды Коркут, устав, все-таки заснул, вот тогда Смерть, приняв облик змеи Кайрак-жылан, ужалила его. Но он не умер совсем, а ни живой, ни мертвый стал Владыкой Нижних вод и помогает до сих пор всем шаманам делать добро людям. Кобыз же охраняет природу, животных и людей от смерти. Он носитель бессмертия и вечной жизни".
Кобыз - инструмент удивительной формы и необыкновенно выразительный по богатству тембра. Его сравнивают с лебедем - на эту птицу он похож и своей формой, и своим звуком, напоминающим лебединый крик. Также в звуках кобыза слышен человеческий голос - печальный и плачевный. В то же время его изогнутая форма сохранила связь с охотничьим или военным луком. Трение двух луков волосяными тетивами друг о друга было, по мнению болгарского ученого Слави Дончева, прообразом игры на смычковых инструментах. При этом лук был моделью как смычка, так и корпуса инструмента. Издревле кобыз изготавливался из цельного куска дерева. По старинным верованиям многих народов только в цельном куске сохраняется живая поющая душа дерева. Для производства инструмента обычно использовали древесину можжевельника, клена, сосны или березы. Инструмент состоял как бы из трех частей: головной ("бас"- голова), средней (основание - "кеуде") и нижней ("аяқ" - ноги). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Нижняя часть инструмента (дека) затягивалась кожей. На ней устанавливается подставка (тиек). Кобыз имеет 2 струны, каждая состоит из 40 длинных конских волос. Смычок также имеет 40 конских волос. Высота звука регулируется касанием кончика ногтя или подушечками пальцев струн "на весу" над корпусом инструмента. На кобызе используется прием игры флажолетами.
Кобыз является своеобразным носителем этнической истории казахов, представленной эпосом и инструментальной музыкой. Из легенды следует, что кобыз был изотерическим инструментом шаманов (баксы) - носителей древней тенгрианской религии. Быть посредником между измерением людей и измерением богов - это самая первая функция этнических музыкальных инструментов у всех народов Земли. С этими религиозно-магическими функциями связаны и зеркало внутри корпуса, и металлические подвески на головке кобыза. В народе он считается киели - священным. Шаманы - баксы относятся к нему, как к одухотворенному живому существу, которое во время камлания, превращаясь в скакуна, уносит хозяина в мир духов, которые помогают изменить погоду, найти пропажу, лечить людей, узнавать судьбу человека, его семьи или рода. Связь кобыза с шаманизмом стала удобным поводом для изгнания его из нового цивилизованного мира как пережитка темного прошлого. И как следствие, в начале ХХ века для этого инструмента перестали сочинять новые кюи, так как стали прерываться семейные традиции игры на кобызе и передача навыков от отца к сыну. Последним носителем кобызовой школы был Ыхлас Дукенов, родившийся еще в середине XIX века. Впоследствии было много попыток воссоздать потерянную культуру, но лишь избранным удалось вернуть забытое. Как раз такими музыкантами являются Жаппас Каламбаев (1909-1970) и Даулет Мыктыбаев (1904-1976). Благодаря им кобыз получил доступ на большую сцену, что позволило заново оценить уникальность этого музыкального инструмента. Эти два мастера стали первыми учителями по классу кыл-кобыза, открывшегося в Алматинской консерватории в 1968 году.
Одним из ближайших родственников кобыза является монгольский морин-хуур. У этого инструмента тоже есть своя легенда, которая гласит о том, что инструмент изобрел парень по имени Сухэ. Злой и жадный хан зарезал любимую белую лошадь Сухэ. Юноша очень горевал, но однажды ночью к нему явился дух лошади и попросил сделать себе музыкальный инструмент из ее тела и тогда они вновь станут неразлучны. По легенде, Сухэ изготовил первый морин-хуур, сделав гриф инструмента из лошадиной кости, струны - из конского волоса, деревянный корпус обтянул конской шкурой, а верхушку грифа вырезал в форме лошадиной головы.
Звук этого инструмента монголы в своей поэзии сравнивают с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. Морин-хуур имеет четырехугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабженной фигурными резонаторными отверстиями. Безладовый гриф традиционно увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которую крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента составляет 100-110 сантиметров.
Морин-хуур, как и кобыз, имеет две струны из конского волоса. "Мужская" струна, изготавливается из 130 волосков из хвоста жеребца, а "женская" из 105 волосков кобыльего хвоста. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.
На морин-хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф почти вертикально вверх. В основном на нем играют мужчины, используя как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особую роль морин-хууру отводят при исполнении уртын дуу (лирическое песнопение, исполняемое фальцетом в чрезвычайно широком голосовом диапазоне) и эпических сказаний.
Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.
В 1275 году во время посещения Шанду - "летней резеденции" династии Юань, итальянский путешественник Марко Поло получил в подарок морин-хуур, который затем стал первым инструментом, привезенным в Европу. По одной из версий изобретение первого струнно-смычкового инструмента приписывается цейлонскому царю Раване, жившему примерно пять тысяч лет назад -вероятно, поэтому дальний родич кобыза назывался раванастрон.
Раванастрон состоит из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого обтянута кожей широко чешуйчатого водного удава. Сквозь корпус проходит длинная шейка в виде деревянного стержня, возле верхнего конца которого укреплены колки. Струны делаются из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, - из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.
В соседней с Цейлоном Индии в народной традиции существует целое семейство собратьев кобыза. Пожалуй, самый удивительный из них - это таус. Таус реже называют эсрар или могур. Этот струнный смычковый музыкальный инструмент представляет собой род ситара с подвижными ладами. Корпус его обыкновенно сделан в виде павлина и раскрашен соответствующим образом. К нижнему концу его приделаны шея и голова, покрытые перьями. Для полной точности к корпусу приделаны даже ноги. На нем играют как смычком, так пальцами, как на ситаре. Число основных струн на таусе - четыре, но, помимо них, имеется большое число (до 15) вспомогательных. Эти дополнительные струны создают необходимый для игры звуковой фон.
Следующим не менее интересным родственником кобыза является саранги. Этот инструмент распространен в северных районах Индии, а также в Пакистане и Непале. Саранги - это инструмент классической традиции хиндустани, связанной с исполнением музыки раги. Саранги выполняет ведущую роль в ансамбле, включающем также танпуру и табла. Но, помимо этого, саранги очень сильно связан с индомусульманскими вокальными и танцевальными традициями. Самостоятельная и развитая традиция игры на саранги тем не менее уступает по масштабам традициям исполнения на ситаре или сароде.
Корпус саранги долбленый, с боковыми выемками и коробообразной глубокой шейкой, он изготавливается из цельного куска красного дерева тики или туна. Дека делается из пергаментной кожи. Широкий гриф обычно орнаментирован по периметру. Колковая коробка также орнаментирована и частично открыта. Современный саранги имеет 3 игровые жильные струны различной толщины. Число резонирующих струн (тараб) варьируется от 25 до 37. Общая длина инструмента - около 80 сантиметров. Смычок представляет собой длинную (80-85 сантиметров) прямую круглую трость из твердых пород дерева с прикрепленным к ней пучком конского волоса, натяжение которого регулируется музыкантом. Конструктивная сложность и утонченность саранги, так же как и особая техника звукоизвлечения, формируют специфический, ни с чем не сравнимый характер его звучания.
Саринда - еще один струнный смычковый инструмент Индостана, наверное, он больше всех внешне похож на кобыз. Возможно, саринда имеет восточно-персидское происхождение и сходен с такими иранскими, белуджистанскими (Северный Пакистан) и пуштунскими инструментами, как гей-чак (кейчек, гиджак). Саринда входит в группу инструментов, характерных для северных регионов Индостана. Инструмент выполняет главным образом мелодические функции и имеет высокий, насыщенный тембр звучания. Широко используется в качестве солирующего в составе инструментального ансамбля, исполняющего как собственно инструментальную музыку, так и аккомпанирующего пению и танцам.
Также его можно услышать во время различных церемоний (обрезания, свадьбы, погребения) и религиозных празднеств. Саринда - преимущественно мужской инструмент. Корпус-резонатор саринды изготавливается из цельного куска дерева твердых темных пород, в частности из железного дерева. Имеет широкую шейку и в целом овально-трапециевидную форму, приблизительно от 30 до 60 сантиметров в длину с закруглением в нижней части и большими выемками по обоим бокам, как бы делящими его на две части. По периметру корпус нередко украшается инкрустацией. Количество и функции струн (тар) варьируются. В самой простой своей форме саринда имеет одну струну. Но обычная разновидность насчитывает 4 жильные струны. Первая струна, называемая бадж тар, выполняет основную мелодическую роль, в то время как остальные могут расширять регистр инструмента вниз или выполнять бурдонную (фоновую) функцию. Смычок называют газ, и он сильно варьируется. В своем простейшем виде это всего лишь кусок дерева, который согнут в дугу c нанизанным на него конским волосом.
Финский братец кобыза - йоухикко. Также его кличут йоухиканнель или йоухикантеле. Этот древний финский струнный смычковый музыкальный инструмент имеет долбленый березовый лодкообразный корпус, закрытый еловой или сосновой декой с резонаторными отверстиями, и боковой вырез, образующий рукоятку. Струн обычно 2 или 4. Как правило, струны волосяные, реже жильные. Во время игры йоухикко ставят на колени вертикально или под углом. Левой рукой держат рукоятку, одновременно прижимая мелодическую струну внешней стороной пальцев. Правой рукой водят смычок, извлекая на мелодической струне флажолетные звуки, а на остальных - бурдон. Аналогом этого инструмента в средние века служили крута и тальхарп. Позже, когда струны стали натягивать не на поперечную раму, а располагать над грифом, этот инструмент развился в виелу. Традиционно йоухикко сопровождал пение. Но с XVII века на нем начали исполнять и танцевальные наигрыши.
С севера переносимся в Африку. Здесь тоже великое множество инструментов, подобных кобызу. Одним из них является малийская ньярка. Это маленькая скрипка длиной всего 30 сантиметров, резонатором ей служит высохшая тыква величиной с кулак. Ньярка имеет всего одну жильную струну. В тыкве делают отверстия и нанизывают ее на гриф. Смычок также максимально прост по устройству и представляет собой маленький лук с натянутым волосом животного. Этот инструмент стал известен миру благодаря легенде малийской музыке Али Фарка Туре.
Ребаб - струнный смычковый музыкальный инструмент арабского происхождения. Распространен главным образом в северных районах Африки. Слово "ребаб" в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный. Корпус ребаба деревянный, плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный, с небольшими выемками по бокам. Его изготавливают из дерева или кокосового ореха, деку делают из кишок буйвола или пузыря других животных. Гриф длинный и круглый, заостренный в верхней части и имеет 2 длинных поперечных колка, внизу проходит через корпус и выступает в виде металлической граненой ножки. Две струны инструмента первоначально изготавливались из конского волоса, позднее - из меди или латуни. Звуки извлекаются при помощи лукообразного смычка. Ребаб используют также как щипковый инструмент.
Народные певцы шаиры аккомпанировали себе на ребабе при исполнении народных песен и элегических поэм. Разновидности ребаба под разными названиями встречаются у народов Индии, Малайского архипелага, Египта, северо-западной Африки, а также Средней Азии. В более общем значении слово "ребаб" употребляется как собирательное название смычковых инструментов у мусульманских народов.
Бразильский струнный инструмент беримбау тоже имеет африканское происхождение. Беримбау состоит из полутораметрового деревянного шеста с натянутой металлической струной, он также имеет резонатор из высушенной бутылочной тыквы. Инструмент имеет явную форму лука. Играют на беримбау при помощи небольшой палки, которой ударяют по струне, держа ее в правой руке. В правой руке также держат погремушку кашиши. Между большим и указательным пальцем левой руки у музыканта находится монета или камешек, которым он останавливает дребезжащую струну. Звук беримбау часто сравнивают со стоном рабов, стремившихся на свою африканскую родину. В Бразилии беримбау развился из сольного в ансамблевый инструмент и стал традиционным аккомпанирующим инструментом для народных танцев самба и капоэйра.
Гудок - русский струнный смычковый музыкальный инструмент. Ближайший родственник финского йоухикко и болгарской гудулки. Гудок состоит из выдолбленного цельного деревянного корпуса, имеет овальную или грушевидную форму, а также деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3 или 4 струны. Играют на гудке, держа его как вертикально, так и горизонтально. При этом верхняя струна настраивается более высоко, чем остальные. Во время игры верхняя струна служит для солирования, а остальные звучат постоянно.
Наиболее распространен гудок был в XV-XVII веках среди скоморохов. В последствии царь Алексей Михайлович (отец Петра I) запретил скоморошество, а с ним издал уничтожать все музыкальные инструменты, ходившие в обиходе у скоморохов. Гудок ушел на время забытье, но благодаря народной памяти этот инструмент не исчез полностью. Также сохранились различные названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище.
Нет, наверное, особого смысла, доказывать то, что все классические струнные смычковые инструменты обязаны своим происхождением кобызу и всем его древним собратьям. Но, пожалуй, самое главное, что нет ни одного человека, которого не завораживали бы чарующие звуки смычковых инструментов.