Авторский блог журналиста Рената Ташкинбаева
Авторский блог журналиста Рената Ташкинбаева
Как только появился интернет, первое, что я увидел в ленте фейсбука, - надпись: "Это все какой-то сюр", в смысле, сюрреализм, что-то нереальное и похожее на выдумку. Речь шла, конечно же, о том, что происходит в эти дни в Алматы и вообще в Казахстане.
Мало кто из граждан, да и не только казахстанцев, ожидал, что вот такое вот может произойти в нашей миролюбивой стране. Ожидал ли я? Теоретически - да, все-таки в современном мире такие сценарии случаются; но в реальности, чтобы вот в таком виде, еще и сразу после Нового года - конечно, нет.
Ведь и раньше происходили и теракты, и перестрелки в разных регионах страны, но все это казалось временным, локальным, для многих наших граждан каким-то далеким.
Впрочем, и в этот раз, находясь в столице, я смотрел (а временами просто слушал рассказы алматинцев по телефону) на события в Алматы как на что-то происходящее там, а не здесь.
Но потом не стало интернета. Как человек, зависимый от Сети, я, признаться, был немного обезоружен. Все-таки моя работа - это интернет. Я пишу статьи, репортажи, которые люди видят благодаря интернету. А теперь Сеть выключили.
А ведь еще недавно я был просто убежден, что газета и телевидение - это уже пережиток прошлого, вчерашний день и будущее теперь целиком и полностью связано со Всемирной паутиной. Теперь я понимаю, что я поторопился с выводами. Вернуться к доинтернетовским временам оказалось не так уж сложно. Вроде только недавно ты смотрел свой любимый ютьюб-канал, и вот спустя мгновение твой смартфон превращается в обычную звонилку.
Приложения, которыми забита память многих телефонов, оказались пустышкой - сервисы по вызову такси, прослушиванию музыки (если, конечно, она не была загружена на телефон) и другое.
За период этой интернет-блокады я, наверное, как и многие другие, остро ощутил потребность иметь наличные деньги. В один момент всеми любимый "Каспи" стал бесполезным. За последнее время мы все так привыкли к его безналичным системам, QR-оплате и быстрым переводам со смайликами, что в шутку называли этот банк "народным".
В результате люди отправились снимать наличные в банкоматы. Образовались очереди, а через время практически на всех банкоматах появились листочки с надписью: "Денег нет".
Нетрудно предположить, что в период информационного вакуума творилось в супермаркетах. Я зашел в один в столице Казахстана и увидел пустые полки там, где обычно лежит мука, макароны и лапша быстрого приготовления. По всей видимости, люди, опасаясь неопределенности, начали наскоро скупать продукты. Пустыми оказались и полки, где еще недавно стоял алкоголь, но эти полки очистили сами магазины по причине введенного комендантского часа.
Люди внешне не паниковали, но в воздухе чувствовалось волнение. Все переживали: что же происходит, а главное, что будет дальше.
Непривычно: садишься в столице в автобус, машинально достаешь смартфон, чтобы оплатить проезд через QR, и вспоминаешь, что система не работает. Конечно, можно оплатить автобусной картой и наличными, но такое чувство, что мало кто это делал. Во всяком случае пассажиров никто не проверял. Кажется, всем сейчас просто не до этого. Я отчетливо помню удивленное лицо водителя автобуса, который проезжал по мосту с видом на Акорду. Он смотрел на огромное количество солдат и техники, которая была сосредоточена возле административных зданий. Я тоже обратил внимание на вооруженных силовиков, круги колючей проволоки и баррикады из автобусов и специальных машин. Это какой-то сюр. Да нет, это все на самом деле.
В очередной день без интернета я вдруг поймал себя на мысли: а ведь мы сейчас ждем интернета так же, как в девяностых ждали, когда дадут электричество, чтобы приготовить пищу или посмотреть телевизор.
Кстати, насчет телевизора. Я был убежден, что это устройство такой же пережиток прошлого, как само ТВ. Но я опять ошибался. Впервые я немного пожалел, что у меня нет в доме обычного телика.
Возможно, у тех, кто беспокоится за будущее свое, своих детей и внуков, в этот момент появилась шальная мысль: а что, если наконец-то уже покинуть эту непредсказуемую страну раз и навсегда. Но куда уехать? Разве бывает на планете абсолютно спокойное место? Ведь и наша страна долгое время считалась островком безопасности. Да и вроде не так уж пока все критично, чтобы оставлять родину.
Наверняка вам, как и мне, тоже в эти дни писали и звонили люди, живущие в других странах, с одним вопросом: "Что там у вас происходит?"
Когда ты сам толком мало что понимаешь, остается только отшучиваться, мол, стабильности нет, террористы опять захватили... и все в таком духе.
Но на самом деле всем было не до шуток. Ведь появились сообщения о жертвах среди военнослужащих, сотрудников органов и мирных жителей.
Почему-то у нас (и не только у нас) считается дурным тоном высказывать поддержку в адрес властей. Но когда ты видишь, что появляется реальная смертельная угроза мирной жизни со стороны опасного, непредсказуемого откуда-то взявшегося кровожадного врага, именно от властей ты ожидаешь защиты и поддержки. Да, ты по-прежнему по разным причинам можешь недолюбливать тех, кто у руля, но разум тебе подсказывает, что на этот раз вы заодно и самое лучшее, что ты можешь сделать, - отнестись к проводимой спецоперации с пониманием, соблюдать установленные правила и продолжать заниматься своими гражданскими делами, не впадая ни в панику, ни в агрессию.
За последнее время это уже второй ощутимый кризис, первый был связан с ковидом, теперь вот эти террористы.
Именно "вот эти". Здесь очень важно не впадать в философствование. Возможно, у кого-то даже появится какое-то сочувствие к боевикам. Но это лишнее. Ведь, судя по разрушительным последствиям, эти террористы вряд ли заинтересованы в светлом будущем нас и наших детей. И если они создают опасность нашим матерям, дочерям, сыновьям, внукам, любимым, то эти уничтожающие все на своем пути агрессоры должны покинуть нашу землю в прямом или переносном смысле.
Как видите, все-таки в этой ситуации сложно обойтись без эмоций. А сложно потому, что, наверное, случилось самое страшное. Почему самое страшное? А вы вспомните, что обычно говорили и говорят люди старшего поколения. Как бы ни была трудна жизнь, они непременно отмечают: лишь бы не было войны. Посмотрите кадры из Алматы - что это, как не война.
Предположим, что все закончилось, террористов победили. Что делать дальше?
А дальше следует жить. Причем жить так, как до этого только собирались. Ведь мы все хотели начать жить лучше с нового года. Вот теперь у нас, даст бог, будет такая возможность.