Блоги
26 мая 2014 | 11:44

Главные проблемы казахстанцев

Марат Шибутов Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане

Как вы знаете, любое обсуждение политического или вообще более-менее значимого вопроса всегда включает в себя апелляцию к мнению народа - "народ хочет", "народ за", "народ против", "народ это не поймет". При этом если спросить, а откуда собеседник знает мнение народа по этому вопросу, то обычно, кроме своего собственного мнения или, максимум, мнения нескольких десятков его друзей из социальных сетей или пары говорливых таксистов, обычно предъявить нечего. Ссылаться на данные социологических опросов у нас как-то в политической практике, как отмечает Гульмира Илеуова, не принято, по всей видимости, потому что их, во-первых, надо сначала прочитать и понять, во-вторых, у большинства таких спорщиков мнение о предпочтениях народа почему-то коренным образом расходится с данными опросов.

Как вы знаете, любое обсуждение политического или вообще более-менее значимого вопроса всегда включает в себя апелляцию к мнению народа - "народ хочет", "народ за", "народ против", "народ это не поймет". При этом если спросить, а откуда собеседник знает мнение народа по этому вопросу, то обычно, кроме своего собственного мнения или, максимум, мнения нескольких десятков его друзей из социальных сетей или пары говорливых таксистов, обычно предъявить нечего. Ссылаться на данные социологических опросов у нас как-то в политической практике, как отмечает Гульмира Илеуова, не принято, по всей видимости, потому что их, во-первых, надо сначала прочитать и понять, во-вторых, у большинства таких спорщиков мнение о предпочтениях народа почему-то коренным образом расходится с данными опросов.

Я же предлагаю для того, чтобы понять, какие проблемы волнуют народ, посмотреть статистическую отчетность Генеральной прокуратуры по обращениям физических и юридических лиц, а точнее, статистику их жалоб в государственные органы за 2013 год. Массив однозначно громадный - физические лица написали 101 565 жалоб из 8 062 987 обращений, юридические лица - 25 455 жалоб из 2 773 398 обращений. Для сравнения, обычные социологические опросы охватывают обычно 1600-1700 человек, иногда 2500-3500, но очень редко больше. Также надо отметить, что для казахстанца, который не любит как бюрократию, так и лично подписывать какие-то документы, написать жалобу в государственные органы является достаточно серьезным поступком, который может служить весьма важным актом проявления гражданского самосознания - меньше, чем пойти на митинг, но гораздо больше, чем лайкать статусы в социальных сетях.

Так вот, ниже представлены таблицы с жалобами физических и юридических лиц в 2013 году. Они такие подробные, потому что именно столько разделов есть при классификации жалоб, ну и чтобы не оставалось никаких сомнений по поводу того, какие именно темы преобладают в жалобах казахстанцев. Также они раскрашены в разные цвета по степени важности проблем.

Таблица 1. Жалобы физических лиц в 2013 году

*- обращения, тема которых не подпадает ни под одно из нижеследующих тем

По итогам анализа жалоб, можно отметить, что казахстанцам в жизни надо больше всего:

1.​ Справедливости - "вопросы следствия и дознания", "вопросы правосудия"

2.​ Работы

3.​ Социальных пособий и пенсий

4.​ Нормального медицинского обслуживания, соблюдения норм санитарно-гигиенических норм в общественных местах

5.​ Предоставления коммунальных услуг вовремя и в полном объеме.

То есть, идеал казахстанцев - населенный пункт, где ловят и осуждают по справедливости преступников, есть рабочие места, нормально и без лишней бюрократии начисляют и вовремя выплачивают социальные пособия и пенсии, чисто, работают хорошие поликлиники и больницы, а также постоянно в домах есть электричество, отопление, горячая и холодная вода. Жизнь в таком населенном пункте сразу бы избавила казахстанцев от большей части их проблем - 53,27 процента.

И уже затем идут остальные проблемы (по группам):

-​ от №7 до №13 - 13,2 процента

-​ от №14 до №38 - 9,05 процента

-​ от №39 до №53 - 0,51 процента

Интересно посмотреть, какое место заняли те вопросы, которые обычно берут на вооружение наши оппозиционные силы:

-​ коррупция - 0,92 процента, №14

-​ общественные и религиозные объединения - 0,37 процента, №25

-​ международные отношения (туда, наверное, можно включить и евразийскую интеграцию, и отношения с Китаем/США/Россией) - 0,17 процента, №28

-​ культура и искусство - 0,11 процента, №36

-​ средства массовой информации - 0,08 процента, №40

-​ выборы - 0,03 процента, №45

-​ политические партии - 0,01 процента, №49.

В общей сложности политическая повестка оппозиции укладывается в 1,69 процента жалоб физических лиц, что в принципе говорит о том, что население живет в одном мире, а наша оппозиция совсем в другом (там, где нет преступников и не надо греть воду в тазике, чтобы помыться). Если не поменять повестку, программу и лозунги, в будущем оппозиция и будет занимать эти 1,69 процента, но уже голосов избирателей.

Но, может, у бизнесменов, НПО, политических партий и других юридических лиц немного другое мнение? Если посмотреть таблицу, то видно, что "другие обращения" занимают гораздо больше - целых 44,58 процента - по всей видимости, у юридических лиц сугубо индивидуальные проблемы. Тем не менее, есть примерно шесть ключевых проблем юридических лиц:

1.​ Следствие и дознание

2.​ Вопросы правосудия

3.​ Налоговые отношения - в отличие от физических лиц, налоги волнуют юридических лиц очень сильно

4.​ Общие вопросы государственного управления - по всей видимости, регламенты и всевозможные регулирующие документы

5.​ Здравоохранение, санитария и гигиена - возможно, как претензии к качеству данных услуг, так и к деятельности СЭС.

Интересно, что собственно вопросы предпринимательства были только на 11-м месте и заняли всего 1,09 процента. Вопросы коррупции, выборов и политических партий также у юридических лиц в конце списка проблем.

Таблица 2. Жалобы юридических лиц в 2013 году

*- обращения, тема которых не подпадает ни под одну из нижеследующих тем

Таким образом, можно сказать, что главными проблемами казахстанцев на нынешний момент являются:

1.​ Обеспечение законности и профессионализма при проведении следствия

2.​ Обеспечение законности и эффективности работы судов

3.​ Поиск работы

4.​ Начисление и выплата социальных пособий и пенсий

5.​ Медицинское обслуживание - как качество, так и, наверное, стоимость

6.​ Санитарно-эпидемиологическая обстановка и санитарно-эпидемиологический надзор

7.​ Работа жилищно-коммунального хозяйства

8.​ Налоговые вопросы

9.​ Общие вопросы государственного управления.

Ну а все остальное, как выяснилось, - не так уж и важно. На мой взгляд, именно этим и должно заниматься как общество, так и государственный аппарат, а не следовать за манипуляциями лоббистов и политиканов в медийном пространстве. Решение этих проблем позволит резко улучшить взаимоотношения государства и общества, а также сделать жизнь в Казахстане более комфортной для простого человека.