Блоги
10 ноября 2014 | 10:37

"Интерстеллар": Космическая одиссея Кристофера Нолана

Олег Борецкий Кинокритик

Любопытный парадокс наблюдается в последнее время: чем больше человек теряет интерес к реальному космосу, тем больше его интересует космос виртуальный. Чем больше неудач терпит NASA на Земле, тем более грандиозны ее успехи в кино. И новый фильм Кристофера Нолана - абсолютное тому подтверждение.

Любопытный парадокс наблюдается в последнее время: чем больше человек теряет интерес к реальному космосу, тем больше его интересует космос виртуальный. Чем больше неудач терпит NASA на Земле, тем более грандиозны ее успехи в кино. И новый фильм Кристофера Нолана - абсолютное тому подтверждение.

Почти все фильмы Нолана энергетически однословны: "Престиж", "Помни", "Бессоница", "Начало". И вот теперь - "Интерстеллар" (звучит более экспрессивно, чем в переводе: "Межзвездный").

"Интерстеллар" - это интеллектуально-зрелищное кино, на котором зрителя ожидает визуальное, акустическое и экзистенциальное потрясение.

Композитор Ханс Циммер, удивляя в очередной раз, выстраивает здесь такое грандиозное крещендо, что мощь его церковного органа напрочь перекрывает все ранние эпические фанфары композитора времен "Гладиатора" и "Темного рыцаря".

Нолан зарекся снимать фильмы в 3D. И правильно сделал. Визуально он доказывает, что IМАХ 2D круче 3D. Если вспомнить, что экстаз - это выход за свои собственные пределы, то "Интерстеллар" - кино экстатическое, поскольку оно выходит за рамки и киноэкрана и астрофизики. Почти три часа перманентного экстаза.

Сюжет фильма прост, если не сказать банален: земной дом приходит в упадок (как в семейном, так и в экологическом смысле) и человек отправляется на поиски нового, инопланетного дома.

Сценарий фильма Нолан писал с младшим братом Джонатаном при активном участии известного физика Кипа Торна, который стал не только соавтором сценария, но и исполнительным продюсером. Для тех, кто не видел, советую посмотреть замечательный документальный сериал "Сквозь пространство и время с Морганом Фрименом", в котором участвовал Торн.

Все фильмы Нолана - это эксперименты со временем. А время, как известно, это образ вечности. Вот с этим образом и работает Нолан, пуская его то вспять ("Помни"), то ускоряя, то замедляя, то просто останавливая ("Начало", "Интерстеллар").

Научная составляющая фильма Нолана имеет основополагающее значение. По сути, "Интерстеллар" - это лирический мегаблокбастер по физике и астрономии. Тезаурус героев здесь просто зашкаливает: сингулярность, пятое измерение, теория относительности, гиперпространство, горизонт событий, черная дыра, гравитация...

При этом, герои фильма понимают, что "любовь - единственное, что может противостоять пространству и времени", проблема лишь в том, как перевести эту суперпозицию духа в физическую плоскость.

В итоге, космическая одиссея Нолана работает на эффективном топливе: Любовь-Гравитация. Это как пространство-время в физике - единый и неделимый континуум. Эрос лирический и эрос космический по принципу дополнительности Бора. Гравитация и любовь - одно и то же. Каково? Но разве великий Данте в словах "любовь, что движет солнце и светила" писал не о том же самом?

"Интерстеллар" - это бронебойный ответ на "Гравитацию" Альфонсо Куарона. И по форме, и по смыслу. Там 3D, здесь IMAX 2D. Куарон предлагал забыть о космосе, Нолан связывает с ним надежду на спасение. И если у Куарона гравитация была всего лишь декоративным фоном, то у Нолана она превращается в духовно-энергетический принцип.

В свое время Тарковский ответил на "Космическую одиссею" Кубрика "Солярисом". Его в большей степени интересовала не физика, а метафизика космоса. Станиславу Лему, как известно, эта идея не понравилась. И вот теперь, похоже, Нолану удалось примирить всех: и Лема, и Кубрика, и Тарковского.

При этом духовных связей у Нолана оказалось больше именно с Тарковским, а не с Кубриком.

Крис в "Солярисе" говорил: "Ты помнишь Толстого? Его мучения по поводу невозможности любить человечество вообще". Пафос и драматургия "Интерстеллара" вырастают из этого же вопроса: спасать человечество, самого себя или своих близких?

"А, может быть, вопрошал Крис, мы вообще здесь (в космосе) только для того, чтобы впервые ощутить людей как повод для любви?". У Нолана ему вторит Амелия (Энн Хэтэуэй): "Может быть, любовь - это артефакт какого-то другого измерения, которое мы не в состоянии понять?".

Если вспомнить, то в "Солярисе" Тарковский медитировал с органной музыкой Баха и живописью Босха. Нолан делает то же самое, усиливая впечатление звучанием органа Циммера и отсылая где-то в постмортальном гиперпространстве Сатурна к знаменитой картине Босха "Восхождение в эмпирей".

Кроме того, по замыслу и личному мотиву Нолана, "Интерстеллар" - это фильм об отеческой любви к дочери. О земном отце с почти закрытым вопросом об Отце небесном. Мэтью Макконахи играет эту роль на "отлично, не стыдясь ни слез, ни одержимости.

Как оказалось, Макконахи - идеальный космический ковбой, с его харизмой безумия и отваги, астронавт, вновь возвращающий американцам дух первооткрывателей. Он Cooper - дегустатор новой реальности, которому противостоит человеческий гаденыш Mann (Мэт Деймон).

Лейтмотивом фильма стали строки из стихотворения Дилана Томаса "Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы" (Do not go gentle into that good night). Эти слова Макконахи дополняет мудрым афоризмом: "Мы здесь для того, чтобы стать воспоминаниями наших детей". В этой связи, напоследок, о грустном и важном. Перед смертью, когда вы будете уходить в пятое измерение, обязательно скажите своим детям, что вернетесь. Не знаю, как. Никто не знает. Ни одна религия. Кристофер Нолан заставляет поверить, что это возможно. И только ради этого стоит смотреть этот фильм.