Ирония по-казахски, или Как келинка Сабина оказалась в интересном положении
27 ноября на наши экраны вышла комедия "Келинка Сабина", история про самую популярную невестку страны, кинодебют Нуртаса Адамбаева, снятый на студии Nurtas production всего за 300 тысяч долларов. Комедия с огромной вероятностью должна была вызвать массовый зрительский интерес.
Вообще, комедия в кино совсем не легкий жанр. Здесь нужно иметь особое, не литературное и не театральное чувство юмора. От чего оно зависит? От возраста, пола, киномастерства, оригинальной истории, искрометных диалогов? Вот, скажем, ветеран казахского кино Дамир Манабай два года назад впервые взялся за комедию "Лотерея" и получилось натужно и не очень смешно. Или придумывается комедия превращений между городской банкиршей и сельской дояркой в комедии "Молоко, сметана, творог!" и опять же - "не айс", хотя вдохновенно играют и Линда Нигматулина, и Гульнар Сильбаева.
А тут, куда проще: столичная брендовая штучка попадает в аул на перевоспитание. И в фильме срастается все: и шутки, и персонажи, и патриотическая мораль. Без пафоса и назидания.
По своему жанру "Келинка Сабина" - комедия положений. Причем двух положений. Во-первых, избалованная Сабина оказывается против своей воли в ауле в качестве невестки, а во-вторых, оказывается она там без знания родного языка. До "интересного положения" в привычном смысле слова дело не доходит, поскольку комедия Нуртаса Адамбаева категорически асексуальна.
В итоге, Сабина получает полную перемену участи: вместо Джумейра-Бич - поселок Жугеры, вместо арабского принца Джонни - местный пастух Жанибек, вместо дорогих бутиков и клубных понтов - трудовые келинские будни.
Нетрудно догадаться, что аул Сабину вылечит и со временем она уже будет готова запеть "не нужен мне берег арабский и Франция мне не нужна". Впрочем, не только это. Свежий воздух и живое искреннее общение вместо соцсетей, айфона и клубов - такова переоценка ее меркантильных ценностей. Истовое желание Сабины окультурить сельскую жизнь выстраивает одно из плодотворных направлений для потехи. Тут и караоке, и галоша-пати, и соцсети на заборе, и ток-шоу на свежем воздухе. В ее воспаленном воображении, испорченном модными брендами, возникает масса коммерческих идей, от зоопарка редких животных до рекламы айрана для волос с лицом Баян Есентаевой. И все это не пошло и смешно.
"Всем келинкам посвящается" - таково послание режиссера всем жителям KZландии (для тех, кто не в курсе, скажу, что это исходный телепроект фильма, так сказать, его матрица). И в этом послании Нуртас Адамбаев попал в тему, хорошо известную широкому зрителю. "Коктейль для звезды" бил в хрестоматийную точку: рассказать с местным колоритом историю казахской золушки Молдир в обработке Баян Есентаевой. Нуртас Адамбаев нацелился на тему более злободневную и универсальную: положение келинки с ее суровыми обязанностями под руководством ене (свекрови). Тут, по моим далеко не скромным наблюдениям, не одну диссертацию по психологии можно написать. Но Нуртас сделал художественное обобщение в жанре комедии.
"Келинка Сабина" - не только дебют Нуртаса Адамбаева, но и его бенефис - он автор сценария, режиссер, продюсер и, что самое интересное, исполнитель главной роли. Насчет последнего - отдельный разговор. Мужчины в роли женщин это вообще проверка на актерское мастерство. Но если в большинстве шедевров мужчина по сюжету и не от хорошей жизни вынужден перевоплощаться в женщину (Дастин Хоффман в "Тутси", Робин Уильямс в "Миссис Даутфайр", Александр Калягин в "Здравствуйте, я ваша тетя!"), то в "Келинке Сабине" это перевоплощение изначально. Нуртас, он же Сабина, поднаторев на телесериале "Побег из аула", оказался талантливо органичен в своем травести.
Можно ли смеяться над вещами, ментально узнаваемыми? Над характером, привычками и языком, над ментальностью как таковой? Не насмехаться, а именно смеяться? Без цинизма и издевки, а по-доброму. Согласитесь, что для этого нужны не только чувство меры и остроумие, но и любовь к тому, над чем смеешься. У Нуртаса такая любовь есть, она читается в фильме, и это самое главное. Он легко и непринужденно создает в "Келинке" ироничное зеркало, глядя в которое можно от чего-то, как от прошлого, избавляться, смеясь. Но и к современным нравам можно относиться также. Тут, как говорится, обоюдная ирония. Именно ирония, в которой со времен Сократа нет желания кого-то обидеть, унизить и оскорбить. Ирония - это состояние свободного человека, и кроме освобождения нет у нее другого умысла.
В нашем кино не так много фильмов, которые стоит посмотреть. После романтической комедии "Он и она" Сакена Жолдаса "Келинка Сабина" Нуртаса Адамбаева - второй светлый фильм, который стоит посмотреть. И что примечательно, свет этот идет не от "Казахфильма", а от молодых независимых режиссеров.