1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Ждать ли президентских выборов и что будет с ценами на продукты? - прогноз на 2019 год

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Ждать ли президентских выборов и что будет с ценами на продукты? - прогноз на 2019 год ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.

Основной комплекс узловых внутриполитических трендов плавно перетек на следующий год. Текущие реалии позволяют сформулировать ряд ключевых прогнозов во внутренней политике.

Выборы-2019

Реклама
Реклама

Несмотря на заверения Главы государства об отсутствии предпосылок для досрочных выборов, вероятность того, что наступивший год будет электоральным, остается очень высокой. Об этом свидетельствуют не только интенсивный поток государственных инициатив, но и признаки принимаемых организационных мер. Во-первых, предоставленный властью пакет социальных преференций имеет краткосрочное целевое назначение. Во-вторых, вся событийная повестка ориентирована на максимальный охват базовых электоральных групп. В-третьих, в активном режиме проводится работа системы избирательных комиссий. В регионах формируются участковые избиркомы, идут корректировка электоральных паспортов и сверка списков избирателей. Подбираются составы комиссий по контролю за выборами из числа общественных деятелей.

Прорисовка контуров предстоящих электоральных процессов требует отдельного анализа. Но ясно одно: будет продлен мандат доверия и народной поддержки действующему Главе государства. Паровозом, преимущественно за счет имиджа Елбасы как председателя "Нур Отана", президентская партия обеспечит себе доминирующее большинство в мажилисе и маслихатах.

Состояние общества

Обозначенные шаги по повышению зарплат вряд ли способны сбить возрастающий уровень социального недовольства на фоне инфляционных ожиданий. Рост цен на продукты питания и жизненно необходимые товары, который невозможно удержать административными призывами, продолжится. Сдерживание тарифов ЖКХ также является временной мерой и максимум может продлиться до конца года. Соответственно, будут снижаться и реальные доходы населения. Усугубляющим фактором, скорее всего, станет более ощутимый девальвационный скачок в поствыборный период. К тому же результаты различных социологических исследований показывают, что тенденция спада оптимистичных настроений в обществе будет сохраняться. При этом именно президентские выборы в некоторой степени могут повысить градус социального самочувствия. Это подтвержденный факт, основанный на многолетних наблюдениях.

Вместе с тем в этом году пройдет запланированная перепись населения. Это шанс для проведения комплексного аудита и всесторонней ревизии состояния общества. Важно использовать полученные результаты для качественной перенастройки государственной политики в ключевых сферах.

Партийно-политическое поле

В случае проведения досрочных выборов в мажилис нынешние парламентские партии гарантированно получат свои места в новом созыве. Но не исключено, что конфигурация может слегка измениться. Если государственные идеологи осознают перемены в социально-политических настроениях, намерены работать тоньше и перевести управление политической системой на более технологичный уровень, то разбавление общей "серости" неизбежно. Без электоральных трюков не обойтись.

Изменения на партийно-политическом поле могут быть произведены по нескольким вариациям. Четвертым парламентским субъектом может стать партия "Ауыл". Ее введение позволит держать в фокусе публичного дискурса проблемы развития сельских территорий и аграрной отрасли в целом. Не исключено, что новый партийный проект будет представлен на базе реанимации и очередного ребрендинга партии "Бірлік", которая сейчас фактически не функционирует. Признаки жизни отсутствуют даже у центрального аппарата, ранее состоявшего из нескольких человек. Вероятность допущения новых партийных стартапов крайне низкая.

Политическая модернизация

Даже после условного обновления политической системы через выборный цикл конституционные поправки 2017 года активированы так и не будут. Практическое использование перераспределенных полномочий между основными институтами власти ориентировано на неопределенное будущее.

Общественный запрос на прозрачность и подотчетность госорганов продолжит расти. Дальнейший процесс политической модернизации будет переведен в русло усиления роли общественных советов. Учитывая, что перезагрузка Гражданского альянса Казахстана предполагает наделение его основным координатором большинства НПО, то именно эта структура накроет единым "зонтиком" систему общественных советов по всей стране и будет обеспечивать соответствующий контроль. Но и данные шаги можно рассматривать как позитивные. Главное, чтобы уровень имитации взаимодействия власти и общества достигал более высокого качества. Впоследствии это создаст условия для реальной активации существующих механизмов. Надо понимать, что без либерализации общественно-политических отношений так называемый средний класс никогда не станет опорой намеченных преобразований в стране.

Социально-трудовая сфера

Объявленная оптимизация госаппарата приведет к ликвидации некоторых подразделений в региональных акиматах и ряда подведомственных структур. Под сокращение попадет определенное число сотрудников бюджетных организаций и госслужащих.

Сокращение штатной численности на металлургических предприятиях может произойти на производствах, которые требуют более масштабных инвестиций для их развития.


Металлург. Фото ©РИА Новости

В целом следует ожидать повышения зарплат на промышленных гигантах. Иначе удорожание жизненных потребностей может спровоцировать новый виток требований со стороны рабочих. Если для металлургической отрасли с учетом благоприятных прогнозов роста цен на металлы в 2019 году эта задача будет посильной, то в нефтяном секторе могут возникнуть некоторые трудности.

На этом фоне в кардинальном реформировании нуждается профсоюзное движение. Федерация профсоюзов РК в настоящее время практически утратила эффективность и существует инерционно. Симптомами системного кризиса являются выход из ФПРК ряда отраслевых профсоюзов в регионах, а также исключение федерации из Международной конфедерации.

Национально-языковая ситуация

Половинчатый характер заигрывания с национал-патриотическим сектором сохранится. Продолжится реализация мероприятий, направленных на рост национального самосознания. Однако темпы в этом направлении со стороны государства снизятся. Вероятно, что попытки пересмотра исторического контекста советского периода признаны ошибочными и как минимум временно будут свернуты. Такие эксперименты чреваты раскалывающими эффектами. С учетом параллельного культивирования политики межнационального единства и согласия идеологическая мутация становится неработающей стратегией.

Также будет наблюдаться ситуативное размежевание общества по языковым признакам в контексте требований по расширению сфер применения государственного языка.

Религиозная сфера

Будут внесены изменения в религиозное законодательство. Сейчас законопроект, вызвавший общественный резонанс, подвис в стенах парламента. В этом году новые поправки, скорее всего, примут. Это апробированный механизм – взятие паузы и бесшумное утверждение. Однако предотвратить импорт и распространение идей радикального ислама лишь силовыми методами, тактикой административных запретов и жестким очерчиванием границ толкования религиозных догм вряд ли удастся. Требуется качественный пересмотр системы обеспечения "духовной безопасности".

Молодежная политика

Учитывая, что 2019-й объявлен Годом молодежи, следует ожидать перенасыщенного количества общественно-политических и развлекательных мероприятий. Но в условиях отсутствия действенных социальных лифтов побудить молодежь пафосными призывами к участию в модернизации страны невозможно. Система планирования и текущие приоритеты свидетельствуют о том, что смена подходов в государственной молодежной политике не произойдет.


Казахстанские студенты. Фото ©Ярослав Радловский

Антикоррупционная кампания

Показательная борьба с коррупцией продолжится в прежнем режиме. С одной стороны, она позволяет в какой-то степени снижать накапливаемый уровень социального недовольства. С другой – усиливает недоверие ко всей государственной системе, порождает общее скептическое отношение к эффективности государственного управления. Нащупать баланс в этом направлении сложно.